Главная » Проповеди

Проповеди

Holy Trinity

Holy Trinity

                                   

Изгнанники…

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

От времени изгнания Адама и Евы из рая, Божии люди стали странниками и пришельцами по разным странам земли. 34 И жил Авраам в земле Филистимской, как странник, дни многие.(Быт.21:34)

Так и мы — многие дни, годы, века живем там, куда посадит нас Господь Бог по Своему разумению, но для нашего спасения.

Но вдумаемся в Начало…

7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.(Быт.2:7,8)

Радовался Адам, а потом счастливы были вместе с Евою в Эдеме, в раю… Только бы плодиться и размножаться им, радоваться детям своим и внукам… Но не прошли они самого слабого и единственного испытания: вкусили из рук Змия плод от древа познания Добра и Зла…

21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

(Быт.3:21-24).

Отправил Бог их в ссылку. А еще и на каторгу, ибо обречены на мучения были те, кто были любимейшим творением Бога…

16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт.3:16-19).

Итак, в самом зачале Великого Поста вспоминаем Изгнание. Дабы через суровости Поста, сугубого Бдения дойти до искупительной Жертвы Христовой чающим Спасения и Царствия Божия в Вечности! И возрадоваться и возвеселиться Святою Пасхою — великим обещанием через прощение Небесного Царствия!

Изгнание Адамово из Рая — напоминание нам всем, где мы находимся и кто мы — дети Евины… Нас ждут труды…и самый тяжкий, но и сладчайший труд — молитва и пост, пост и молитва!  Но только через них человек освобождается от прелести змиевой и его учителя дьявола, только постом и молитвой обретает человек благодать Божию, открывающую ему Истину и своего Творца! Коему слава во веки веков.

Аминь!

Неделя Адамова изгнания из Рая. 26 февраля 2017. Лысково.

 

О земном…

На днях мы читали Евангелие (от. Мф. 14 зачало; V, 33-41), где Господь нас предупреждает, чтобы мы не клялись ничем. Ибо – всё Божие. И Иерусалим в том числе, ибо он «город великого Царя» (Мф. V, 35). Всё Божие и принадлежит Богу…

Поэтому восхваление ни той, ни другой страны, государства в Священном Писании и нет. Например, даже слово родина применяется, как указатель на определенную часть географическую, без каких-либо дифирамбов в сторону человеков и их псевдозаслуг…

«4 и соорудил жертвенники в доме Господнем, о котором сказал Господь: в Иерусалиме будет имя Мое вечно» (2Пар.33:4). Имя Божие запечатлено Самим Творцом в Его же городе для проповеди Истины всем народам… «1 Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле, 2 а я построил дом в жилище Тебе, место для вечного Твоего пребывания. 3 И обратился царь лицем своим и благословил все собрание Израильтян, — все собрание Израильтян стояло, — 4 и сказал: благословен Господь Бог Израилев, Который, что сказал устами Своими Давиду, отцу моему, исполнил [ныне] рукою Своею! Он говорил: 5 «с того дня, как Я вывел народ Мой из земли Египетской, Я не избрал города ни в одном из колен Израилевых для построения дома, в котором пребывало бы имя Мое, и не избрал человека, который был бы правителем народа Моего Израиля, 6 но избрал Иерусалим, чтобы там пребывало имя Мое, и избрал Давида, чтоб он был над народом Моим Израилем» (2Пар.6:1-6)

В чем заслуга людская? Чему гордиться человекам? Ибо и сама по себе гордость – великий недуг рода человеческого…

И в Новом Завете святой апостол Павел, указывая на сродство, указывает на причину – всё в Боге и от Него происходит: «1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, 2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: 3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, 4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; 5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь. 6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; 7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. 8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя» (Рим.9:1-8).

Поэтому когда люди не понимают, что Господь расселил нас так, как нам спасительно, при этом оставив за Собой центром мiра Иерусалим, то появляется в людях собственная гордячность и пренебрежение к другим народам. К тем, кто такие, как и все  сотворенные: по образу и подобию Бога, от своих родных предков Адама и Евы по плоти…

Надмеваться не следует ни над кем; провозглашать себя или свой народ (нацию) лучшими пред другими – значит, указать на себя как на неверующего и невежу (в лучшем случае). Как же мы должны любить свою землю? Свою родину земную?

В 10 заповедях Закона Божия об этом не сказано ни слова…об этом не сказано и в Священном Писании. Когда же обращаются к словам о положение души за други своя, то в контексте Евангелия от Иоанна речь идет не о земном или государственном, а совсем наоборот – о Небесном, о любви к Богу и Его любви к нам…

«10 Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. 11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. 12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. 13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:10-13). И кто же такие эти друзья?

«14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин.15:14).

Таким образом, и наши друзья – это ВСЕ те, кто ищет и исполняет волю Божию. Где бы он ни жил… Кто живет во Христе! И Христом!

Но и это не все: вчитайтесь в следующие слова Господни:

«15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. 16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. 17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга. 18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. 19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир»  (Ин.15:15-19).

Верные Богу должны пребывать и в любви Божией и меж собой. Мы не от мiра сего…и при этом мiр сей как злобствовал к последователям Христа, так и будет гнать истинных верующих христиан…

Как же нам относиться к властям земным, к той земле, где Господь породил нас чрез наших родителей?

«18 … дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18).

Таким образом, и получается продолжение у апостола Павла:

«1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. 2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. 3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, 4 ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. 5 И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. 6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. 7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. 8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. 9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. 10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. 11 Так [поступайте], зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. 12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. 13 Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; 14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим.13:1-14). И – обратите внимание! – если наш начальник отмститель конкретно для меня, то есть за грехи наши Господь поставить отмстителей и для целого народа, если этот народ будет попирать Закон Божий, жить блудно, бесчинно, то придет обязательно и время для расплаты. Недаром наши предки в Русских летописях говорили однозначно: враг на пороге – пришло мщение от Бога, пора каяться… Но именно при этом, живя сердцем в Небесном, мы обязаны исполнять и законы земные (не противоречащие Закону Божию!) в той же защите того отечества, где пребываем…дабы отдавать всякому должное… Поэтому те же древние евреи, не смогши отстоять Иерусалим, отправились в полон, кто-то из них отрекся от Бога, а кто-то, подобно святым Даниилу пророку и трем отрокам, по-прежнему молились Творцу, но при этом находились на службе у иного народа, принимая как должное и плен, как покрытие грехов за своих соплеменников…Так было в древности, а как ныне?

Христиане земными остаются постольку поскольку, но все наше существо должно быть устремлено к Царствию Небесному, к служению нашему Богу, которому принадлежит всё и вся, как Творцу всего и вся…

«1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; 2 о горнем помышляйте, а не о земном. 3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. 4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. 5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, 6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления, 7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. 8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; 9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его 10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, 11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. 12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, 13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. 14 Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:1-14).

Вот только облечься нам в любовь без веры Христовой невозможно…

св.прор. Елисей: св. кн. Мстислав Храбрый Новгородский; собор Дивеевских святых. 

2016, Лысково.

 

В Великий Понедельникъ

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Страстная седмица начинается для нас со служения Литургии Преждеосвященных Даров. И во время сей Литургии мы читаем Божественные слова Святаго Евангелия. В сегодняшнем зачале описывается беседа Учителя со Своими учениками. А слышится, что Господь беседует и с нынешними нами. Вот уже на протяжении двух тысяч лет беседует Господь с теми, кто в сердце своем вынашивает имя Божие…

Наше время по-своему тяжко, но и по-своему легко. О тяжести последних времен нам говорит именно Сам Господь Иисус Христос, не оставляя никого в неведении. Что ныне мы переживаем? Именно то, о чем и предупреждал Господь: «ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это — начало болезней»(Мф.24:5-8). Но не только в этом тяжесть. Тяжкость еще и в том, что наши окаменелые сердца готовы принимать любые учения от любого, кто даже и не называет себя Христом, но именуется глубоко верующим христианином. Предваряя тем самым Суд Божий…

А легко почему? Потому «что близко, при дверях» (Матф.24:33) стоит Господь. И наши скитания по земным тропам и дорогам близятся к завершению – разве не радостен приход уставшего путника в Отчий Дом?!

Итак, о последних временах говорит Сам Господь. Он же поясняет, что Он явится всему человечеству именно так: «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого»(Мф.24:27). Но предварителями Судии и Царя царей будут во множестве «лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф.24:24). И к их встрече мы должны быть готовы.

В чем наша готовность? В заготовке припасов? В отрицании технологий сегодняшнего дня?

Только в вере и любви к Богу! Поэтому зря задаром теряем время, когда судачим о внешнем, а не о внутреннем устройстве Царствия Божия в нас самих же. Когда имеем страх пред власть предержащими, часть из которых и являются антихристами и лжепророками. Но раз Господь попускает править им над всеми, то сие полезно и для нашего смирения и стяжания молитвы. Ибо без молитвы нет общения с Богом, а нет общения – мы передвигающиеся мертвецы, уготовляющие себе страшную участь в глубинах ада…

Нам предстоит страдать? Да. Но не только: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:9-13). Вот, что нас уже не ждет, а творится повсюду. Начало случилось и продолжается. Усугубляется понятие черного, потому что под ним уже понимается белое. Разврат внешний узаконен, как узаконены, став нормою несметные владения воров и грабителей. А стало быть и лжецов. Но и те и другие – служки дьявола, своего отца – отца лжи, фантазий, мечтаний, подлости…

Говорит ли Господь наш Иисус Христос о цифрах, печатях, восстаниях против любой власти? Нет, вся Его проповедь в Благой Вести о спасении через Его смерть. Проповедь, в которой Он призывает и поныне каждого из нас сотворить свое покаяние, ибо «приблизилось к вам Царствие Божие» (Лк. 10:9).  И сие Небесное Царствие нам никак нельзя миновать. Иначе весь смысл земного бытия иссякает; разве для того нас сотворил наш Бог и Творец, чтобы нам бездарнейше погибнуть в темнотах и тенетах ада, уготованного только дьяволу и его последователям?! И не следует нам в малодушестве ужасаться временщиков, но для начала иметь страх Божий, который потом Он же преобразует в любовь, ибо только от Его решения зависит наша вечная будущность.

«Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф.24:44).

Аминь.

 

Великий понедельник 2011. Свято-Троицкий Макарьев-Желтоводский монастырь.

 

Великий Вторникъ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Второй день Своей последней седмицы на земле Господь посвятил рассказам к своим ученикам о том, как должно ожидать Его Пришествия, когда Он явится как Царь и Судия.

Но «как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:37). А как сие было в те времена? Жили так же, как и мы нынешние. Большая часть не задумывалась о своем будущем и вечности: пили, ели, плодились, размножались, богатели и нищенствовали, трудились, ленились, развратничали…а еще: насмехались над Ноем с его семейством: в пустыне мог строить корабль или глупец или пророк. Окружающие судили по себе, потому принимали Ноя за глупого…Итог известен: в живых остался только Ной со своим семейством, да еще безсловесными зверями и птицами…

От трудящегося ради своего спасения Ноя Господь переходит к Своим притчам. О тех, кто сподобляется успеха через свой же труд и обретенную мудрость.

В самом деле, не каждому дано по-умному распорядиться с теми талантами, кои даровал нам Господь. При этом Господь всем одинаково дает возможность преумножения. Иначе не было бы спроса и с самого незадачливого, который ничего лучше не смог придумать как просто напросто закопать свой талант… Нам предстоит и нам следует трудиться. Для встречи своего Бога надо одно: отдать свое сердце Ему, взять свой крест, служить людям, но ради Христа. Творя все во имя Христово… Тогда мы и принесем прибыль, которая так нам понадобится на Страшном Суде.

А иная притча о девах. Только те названы мудрыми и умными, у кого был елей для их светильников. И если мы есте «свет мира» (Мф.5:14), то чем освещаем сей мир? Елеем благости и добрых дел Христовых! И если не хватит сих дел, окажемся светильниками без елея, и вместо светлости, обретем помрачение адово…

Последние слова Господа о труде. Во имя Его, ради Его, ради встречи вечной в вечности. И не стоит уповать на мир сей: он временен.

«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф.25:13).

Аминь

Великий вторник 2011, Свято-Троицкий Макарьев-Желтоводский монастырь.

 

Великая Среда

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы с вами сделали последние поклоны с молитвой Ефрема Сирина, закончили чтение Псалтыри, помянули усопших на литии. Кафизмы и поминовения начнем творить вновь более, чем через седмицу. А покаянную молитву вновь отложим на целый почти год…

А на последней Литургии Преждеосвященных Даров мы с вами выслушали слова Спасителя о том, что произошло в доме Симона прокаженного.

Обратим внимание: Господь сподобил посещения человека, которого некогда исцелил от проказы. Страшной болезни во все времена. С точки зрения земных врачей это явление из ряда вон выходящее. Мало того, что Христос исцелил вовсе этого человека, он еще приходит в дом его, дом бывшего прокаженного, который у древних был бы под запретом вхождения на все времена! Но приходя в дом, как мы знаем, Господь освящает все окружающее. Это же свойство Он передал и духовенству: об этом мы узнаем из молитвы на освящение дома. Так что благодать Христова действует не по законам земным, а по Его любви, освящая и обновляя все округ…

Во время вечери вошла в дом женщина с алавастровым сосудом мира. Не впервые сие происходит с Господом в присутствии людей. Но в данном случае «возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» (Мф.26:12). Не впервые говорит слова о Своей смерти Господь, уже объяснив смысл Своего вхождения в Иерусалим. Может, по этой причине и промолчали Его ученики и утишились. Зато единственный из них, после сих слов своего Учителя пошел предать Его. Мало того, что он намерен был предать Спасителя, но он отошел ото всех, когда приуготовлялось к погребению Святое Тело! Словно возгнушавшись великой тайной Великого Бога и Человека!

Но надо отдать должное и другим ученикам. Ибо не один Иуда из Искариота возмутился возлиянием мира на Учителя. «Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Матф.26:8-9). Таким образом, о деньгах пожалел еще кто-то из присутствующих. Но после объяснения Господом – они вразумились. Человеческое и земное всколыхнувшись, тотчас и умирилось.

Почему же Иуда не только не успокоился, но, вероятно, еще более ополчился и дошел до негодования?! Видимо, по той причине, что его земная натура была отличительной от других апостолов. Если другие, помыслив по-земному, обрели от Господа явное доказательство необходимости траты мира, то у Иуды сама натура предалась давно страсти, которую мы называем сребролюбием и воровством. С этими тяжкими недугами он никак не боролся, да и не собирался. Но капли драгоценного мира переполнили скупые капли его терпения…

Может, все апостолы знали о недуге своего сопутника, но только один из них, святой Иоанн Богослов, назвал всё своими именами. Случилось то в доме Лазаря и его сестер. Когда Мария намащивала миром Иисуса Христа. Тогда возмутился только один, именно Иуда: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали»

(Иоан.12:6). В нашем сегодняшнем зачале, мы уже слышим: «ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?» (Мф.26:8). Получается, что страсть к деньгам заразна (а ведь прошло совсем немного времени от той вечери у Лазаря!), но не для всех смертельна. Здравый смысл перебарывает, когда мы с Божьей помощью перебарываем свои страсти…

Но для слабых и уловляемых дьяволом завершение жизни временной может быть плачевным. А в вечности – погибельным. Знал ли об этом Иуда? Может, и слышал. Но, по всей видимости, находясь при Спасителе, так и не научился творить дела для своего же спасения…

Страсть к деньгам, воровству приводит к большей страсти. Мало уже того, что есть – жаждется больше и больше. Потому большинство, вместе с Иудой Искариотским, заканчивают свое земное поприще обычным предательством. Только вот расплата за это всегда настигает продажных…

Памятуя о сегодняшнем дне, мы – христиане – избрали сей день постным во все времена. Дабы памятуя о кощунственном выборе Иуды, мы всегда стремились не к осуждающим, но приносящим дары Богу и Церкви.

Аминь.

 

Великая Среда 2011, Свято-Троицкий Макарьев-Желтоводский монастырь.

 

Великий Четвертокъ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы с вами собрались в храме в память о том, как собрались в некоем доме ученики со своим Учителем почти две тысячи лет назад. Собрались, чтобы сотворить последнюю Ветхозаветную Пасху, но на которой Сам Господь сотворил первую Евхаристию, преложив обычный хлеб и обычное вино в Собственные Кровь и Тело Свое. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:26-28). По этому поводу среди богословов два неких недоумения: 1 – как возможно было Христу, не вознесенному, а стало быть не воскресшему, уже даровать Свои Тело и Кровь? 2 – причащен ли был Иуда Искариотский?

По первому вопросу – весьма простой ответ: Богу, ибо всё возможно, и творит Он, когда хощет. А для апостолов и будущих христиан именно первую Евхаристию и должен был отслужить Сам Глава Новозаветной Церкви – наш Господь Иисус Христос. Будучи еще именно на земле!

На второй вопрос давным-давно ответил святитель Иоанн Златоустый: он однозначно уверен, что Иуда именно после приятия Тела и Крови пошел на свое позорное делание. Он после причащения Святаго избрал путь подлый и продажный. Ряд современных богословов и религиозных философов в корне не согласны с мнением великого Иоанна. Что ж, каждый имеет свое иметь мнение…Однако как часто и по жизни бывает предательство после приобщения к святости…примеров – великое множество. В старину те же революционеры, переворотчики февральские и октябрьские, ведь тоже были изначально православными, ходили в храмы, причащались, а потом в первую очередь начали расправу над Россией через убийство духовенства и монашествующих. Или в последние десятилетия: Господь касался Своею благодатью людей, опустившихся на путь убийств и разбоя, которые начинали приносить плоды покаяния, но получив прощение, вновь занимались и даже занимаются поныне своими непристойнейшими делами…Чем они лучше Иуды Искариотского? Они – его родня!!…

Великий Четверток знаменателен и тем, что перед празднованием ветхозаветной Пасхи, Господь опустился на колени, дабы омыть ноги Своим ученикам. Сам Бог умывал Свое творение. Как некогда с любовью творил нас, так в лице апостолов ухаживал за нами, в зраке раба…И ухаживает за нами поныне…омывая наши души, сердца, наши телеса, дабы смыть позор греха и омыть до белизны, без которой чистоты невозможно войти за Ним в Его Царство…

Но какая кротость – истинно! – в этом услужении…кто может уподобиться ему из вершителей мiра сего? Кто из правителей душу свою положит за други своя? Единицы. И они-то – истинные следователи за Христом.

Знаменательно, что когда Господь приступил к умыванию ног учеников, возроптал единственный: Петр. «Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек» (Ин.13:6-8). Такая категоричность в характере апостола и в его великой любви к Богочеловеку, ко Христу: он не понимает, как Он может служить им, простым смертным?! Петр не мог даже мысли допустить о таком Самоуничижении Мессии. А почему промолчали другие? Видимо, их вера была такая простая и искренняя, что они уповали только на Бога: как Ему угодно – так Ему и следует поступить с ними…Поэтому закономерно поступал один, но логично – и остальные. Впрочем, был среди них тот же Иуда, который допустил себя до Бога молча тоже…

Но Господь на слова апостола Петра сказал непонятное для них всех, но ясное по последствиям: «Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Иоан.13:8). И воскликнул Петр: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты» (Иоан.13:9-11). И открывается нам всем: без Бога невозможно очиститься от своих немощей, грехов, побороть страсти. Пока не приступит к Нам Сам Господь – нам не справиться ни с чем. Не омыться и не облечься в чистые одежды для вхождения в Небесный Брак…Мы обязаны допустить до себя именно Его, Бога. И тогда не только телеса наши, но и души получат от Него исцеления. Но не столько для временной жизни, сколь полезны исцеленные для вечности, перемененные из ада в рай…

«Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Иоан.13:14). Мы обязаны служить друг другу, дабы стать во истину учениками Христа, дабы нести немощи ближних и дальних наших, напоенные любовию Христовой, которой должны делиться со всем миром.

Аминь.

 

Великий Четверток 2011, Свято-Троицкий Макарьев-Желтоводский монастырь.

 

Великий Пятокъ

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Как высказать то, что происходит ныне? Нет человеческих слов, нет и чувств. Как бы ни говорили – остается невысказанность, как бы ни скорбели – нет полноты…как вместить в сердце свое: Сам Бог пострадал, принял муки, был биен?!

«Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам» (Ин.19:13). Но как ведь били? Кровью залилось лицо Христа, а палачи так усердствовали, что и сами были в крови Агнца; били нещадно, ломая ребра Спасителя.

И заушения, позорное плевание, крики «распни, распни Его!» (Ин.19:6). Предательство в лице первосвященников, старцев, книжников и их приспешников, в лице умирающей Ветхозаветной Церкви… Господь разделил участь наравне с разбойниками. Точнее, даже участь Вараввы была лучшей: избранники еврейского народа выпрашивали убийцу и грабителя. И ведь – выпросили! А Того, Кто сделал столько добрых дел для того же израильского народа предали постыднейшим судилищу и казни…

За что же такое?! За Правду.

«И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня; отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией. И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его» (Лк.22:66-71).

Знали, знали духовенство, старцы и книжники, Кто перед ними. Но смириться с этим не могли: безвестный сын плотника, за которым следовали тысячи и тысячи людей имел глаголы не учительные, а Божии. И Пилат видел и «знал, что предали Его из зависти» (Мф.27:18). И игемон начал было противиться уговорам пришедших, но не смог выстоять от одной фразы: «Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин.19:12). Ибо кесарь для римлян был божеством. И он стал таковым уже и для избранных евреев, которые в исступлении «закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин.19:15). Так произошло отречение иудаизма от истинного Бога. Потому и ожидали и ожидают по-прежнему не спасителя душ, а владыку мира сего, который взойдет не просто на престол Израиля, но и всего этого мира…Мы его назовем антихристом из антихристов…

Ненависть ко Христу затмила ненависть к римлянам, как поработителям и стеснителем жизни израильского народа. Поношая в жизни и повсюду кесаря, эти избранники вдруг превознесли его и избрали через это свою участь: быть во все времена только под жесткой властью захватчика и тирана. Страдать от этого – ибо кровь Христа на их же детях по их же клятве! – быть гонимыми этими же тиранами до самой своей смерти на утехи тех же кесарей! Даже языческий военачальник пытался загладить свою вину, а избранники не унимались: «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:24,25).

О горе! Горе нам, вашим детям!! Что же вы уготовили нам, наши предки?!…

…И именно сего дня было торжество загнившего ветхозаветного духовенства. «Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти» (Мк.15:29-31). Несчастные, им уже не долго осталось до встречи с глубинами ада…

Умирая «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19:26,27). С этого мгновения Господь призвал Пречистую стать Матерью и роду христианскому. А в лице апостола Иоанна – и нам, до нынешних времен, даровал заботу о Своей Матери для Ее почитания и благоговейного умоления…

И тотчас зазвучали Его последние слова на Кресте: «После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Ин.19:28-30). Все свершилось – спасение человечества! Все исполнилось – от Его рождества до Креста! Но вместо радости земной испивает Спаситель последние капли горечи и предает Свой Дух. Ибо горечь не из-за ухода из земного бытия. А горечь от наших грехов, которые мы творим ежечасно с великим упорством…

И предстоя сего дня в храме Воскресения Христова, прочитав Евангелия, мы словно с вами предстоим по призыву Христа у Его Креста. И оживаем в надежде предстоящего Его воскресения, и вслушиваясь в слова Его Благовестия, жаждем, чтобы Господь и нас назвал Своими сынами и дщерями.

Аминь.

 

Великий Пяток 2011, Свято-Троицкий Макарьев-Желтоводский монастырь

 

Великая Суббота

Во имя ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА!

Вот и свершилось! «Да молчит всякая тварь…» И мы с вами прошли путь со святыми Иосифом и Никодимом на погребении плащаницы…умилительные слова, но в них нет ни горечи, не безысходности. Но тихое приуготовление к завтрашнему, к великому в мире сем…

И уже на Божественной Литургии, после повторения ветхозаветных книг о пришествии Христа и Его воскресении мы читаем последнюю главу Евангелия от Матфея.

На Литургии уже слышатся слова о воскресении Спасителя. «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мф.28:1-6).

Любимого Учителя нет, но уже вещает бывший невидимым Ангел Его. Жены вострепетали в благоговении, а воины от трепета стали «как мертвые». И мы видим, как разнится эта встреча у верующих и неверующих…

Ангел повторил слова Господни о встрече со Своими учениками в Галилеи. И это должно было бы быть знамением для апостолов и жен-мироносиц. И последние обрели веру и «выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его» (Мф.28:8). И вот тут-тот они встречают Воскресшего. И «се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф.28:9). Ибо вера всегда приводит к встрече с Богом. Он обязательно встает на нашем пути, дабы благословить на дальнейший путь, не пред очами телесными, но сходя в наши сердца. «Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф.28:10). И вновь вторит и Иисус о встрече в Галилеи. Почему так? Чем важна была сия провинция для Христа и его учеников?

Во-первых, почти все апостолы были галилеянами. Земной родиной Мессии (кроме рождения Его в Вифлееме), где Иисус возрастал и готовился к Своему Кресту, стала также Галилея. Во-вторых, основная проповедь Христа – вновь эта страна. Вслушаемся в слова святаго Исайи: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис.9:1,2). И в этой же своей главе великий пророк продолжает говорить, вновь подразумевая конкретное место, Галилею: «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это» (Ис.9:6,7). Так сказал пророк, которого в одной из учительных книг иудеев назвали человеком, который не любил народ израильский…видимо, за то пренебрежение у книжников древности, что святой Исайя, ветхозаветный апостол, так явно и конкретно поведал о Мессии, задолго до его прихода в сей мир.

И пока ученики Христовы спешили в Галилею, бывшая стража у гроба Господня спешила поведать ужас, приключившийся с ними и о пропаже Иисуса Назорея первосвященникам. «И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня» (Мф.28:12-15). Таким образом, одни расплатившись (ослепшие представители ветхозаветной церкви), а другие – воины – радостные и утешенные деньгами и получив свою мзду, разошлись, чтобы поведать о новой лжи. Ведь сказано было духовенством: «скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали» (Мф.28:13). Ведь как можно было видеть, если спали?! И какова мера наказания за грубейшее нарушения устава службы?! За таковое по-современному полагался бы как минимум трибунал с уголовной ответственностью; не думаю, что воинские уставы в древности были мягче. В основном, отдавался сразу приказ о смертной казни провинившихся…а тут – так повезло! Окаменели при виде Ангела, шевельнуть пальцем не могли. И как итог – хорошее денежное вознаграждение. За молчание! За утайку Истины, за то, чтобы не рассказывали Правду…так похоже это – увы! – и на наши дни, и на вчерашние…

Итак, лжецы продолжали продаваться за деньги, а истинные ученики спешили в Галилею, где и произошло уже другое чудо из чудес: Господь вознесся у всех на виду на Небо… Но при виде Христа на Елеонской горе не все сразу поверили, Кто пред ними, но некоторые   «усомнились» (Мф. 28:17). Однако Господь, ведая сердца и немощи человеческие, ободрил всех и благословил на то, ради чего некогда и допустил до себя избранных. И хотя эти слова говорились перед Вознесением, но они переживаются не как прощание, а как пророчества в отношении Новозаветной Церкви и проповеди нами христианства. Ибо Господь вознесшись, всегда пребывает с нами, оставаясь во все времена Главою Церкви Православной. Ибо истинная христианская Церковь может только право славить Истинного Бога.

Господь, говоря ученикам, говорит и нам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:18-20).

 

Великая Суббота 2011, Свято-Троицкий Макарьев-Желтоводский монастырь.

 

 

 При Входе в Iерусалим…

Вот: мы слышали сегодня в Евангелии о Входе Господнем в Иерусалим (Мк.11:1-11). Господа нашего встречали как Царя, как наследника царя земного Давида! Ибо Иисус Христос сотворил накануне величайшее чудо: Он воскресил Лазаря, человека который по-земному уже начал смердеть и разлагаться во гробе! Таково еще человечество не знало. Оно знало св. Илию, который воскресил, например, отрока сразу же по смерти. Но чтобы четверодневного!?!

И вот: люди встречали Господа как Великого Чудотворца. Осанну ему пели не за земные дела, а за Его связь с небесным. За Божие благоволение на Нем! Ведь люди не все принимали Его за Христа, но именно многие за Величайшего Пророка! Ибо не у всех открылись духовные очи. Не всем показал Отец Небесный Своего Сына!!

А для нас сегодняшних сие событие еще важно и тем, что мы на грани последнего времени, и может, кого-то из нас Господь допустит до прихода антихристова, когда также народ будет петь Осанну обычному человеку. И именно тогда мы можем обратиться  людям: почему вы это делаете?за какие дела Божии вы так восхваляете смертнаго?разве он из колена Давидова и он истинный царь Израилев?разве вы не помните, что истинно уже встреча Христа совершилась. Она была примерно в 33 год по Рождестве Того, Кого весь мiр признал за Мессию?!

И тогда неистовые будут раздирать одежды, а мудрые вслушиваться в наши голоса и размышлять, сопоставлять…

Ибо Господь желает каждому покаяния. И мы, подобно святым Апостолам, должны будем идти, куда нас направит Господь « возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян.20:21).

2008-2016 г.г.

 

Иже от Отца исходит…

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы все с вами знаем слова Господни:

«31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;

32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матф.12:31,32).

Почему так? Почему так действует Дух Святой, что за Него не будет человеку прощения?

Ибо сам человек избирает свою ересь и предается ей, отчуждаясь Бога, покидая ограду Церкви Христовой…

Дух Святой снизошел в утробу Пречистой, и чудным образом в человеке начал расти плод-Богочеловек. И родился Богочеловек таким же чудным образом, не повредив природу человеческую Своей Матери.

При человеческой взрослости пришел Господь на Иордан:

«отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф.3:16). Обратите внимание: Дух сходил на Иисуса Христа. Стало быть: лишнее подтверждение тому, что Дух Святый не может исходить и от Сына…

А что же должно было случиться с Его учениками?

«38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. 39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин.7:38,39).

А что стало с Его апостолами?

«1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. 2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:1-4).

Смотрите, смотрите – видите, повсюду Дух Святой и без Него не творятся дела спасения рода человеческого.

А если вдруг часть его, этого человечества, захотела по своему скудоумию и решила: не верно исповедуем о Духе Святом, ошиблись отцы Второго Вселенских собора (а на других Соборах сие было подтверждено иными святыми отцами!!!), сказав, что Дух Святой исходит только от Отца Небесного; а нам-де кажется, что еще и от Сына!

И как назвать таковых людей? Которые видят буквы на самых разных языках, но не могут уразуметь из Евангелия простой, но единственной мысли нашего Спасителя:

«26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;

27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин.15:26,27).

Таким образом, те, кто имеет очи, но не видит, сами отходят и отошли от Истины. Не исповедующий Духа Святаго Православно – лишен Духа Святаго, Которым творятся и все Таинства в нашей Церкви.

«13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин.16:13).

Как же можно после этого говорить о преемстве духовенства католиков от апостолов?! Люди, архиереи, творят видимо, но только Дух Святой из простого человека делает священство. Нет Духа Святаго – нет преемственности. Нет духовенства!

Если же настаивают на своем (даже в среде православного духовенства?!!), то тогда по их разумению получается, что нам, православным, можно и причащаться у католиков?…ан нет, тут даже наиболее ретивые из нашей братии не могут перебороть недоумения – этот, оказывается, вопрос до конца богословски не измерен… Но раз нет Духа Святаго – нет духовенства, нет ни Крови и ни Тела Христова!

Что же нам делать и как нам быть?! Дебаты идут почти тысячу лет…но ничто не меняется…Воссоединиться с Западом никак не получается, остается принять их, какие они есть? Но Господь в Своем Евангелии ответил на этот вопрос однозначно (и нам его уже следует принять безвозвратно):

«14 Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих. 15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; 16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; 17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф.18:14-17).

День Духа Святаго, 2015.

Лысково.

 

  Дальний Путь

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодняшний день – день памяти великого русского старца, молитвенника за потомков Рюрика, небесный покровитель Дома Романовых – преподобный отец наш Макарий Желтоводский и Унженский чудотворец.
Много чудес совторил наш заволжский святой, но не менее удивителен его путь из Казани через Лысковские земли к Унженску. Почти 600 километров. В возрасте 90 лет. Он шел не в одиночку, а сопоровождал сорок мужчин “разве жен и детей” (то есть не считая женщин, детей, немощных и стариков), коих по его просьбе освободил хан от плена…провести дорогами начала 15-го века несколько сот человек — уже подвиг (ничего подобного ни до, ни после не было в среде православных святых; поэтому его и сравнивают со святым пророком Моисеем). Но путь их простирался через заволжские болота и дремучие леса…не дорогами, а тропами или вовсе без таковых обходились путники. Странники. Русские пришельцы на исконные земли угро-финнов и булгар, вынужденные по договору с Улу-Махметом покинуть татарские пределы…
Мы с вами, когда в свою бытность ходили в пешие походы, то собирались долгое время, подчас месяцы,а в некоторые особо трудные и опасные походы – даже годы. И вот: седой старец Макарий ведет, подобно древнему пророку Божию Моисею, свой народ, своих чад, по пустыням, полным диких зверей, непроходимыми чащами…Уже к середине пути у странников иссякло продовольствие. Но не унывал святой Макарий, а ободрял своих чадушек, утешая, что Господь не оставит. И вскоре по молитвам святого старца Господь сполна пропитал многочисленное Свое стадо. Стоило только людям Божиим не отойти и от Апостольского, или Петрова, поста, в тчение которого они пробирались от Волги на север….
Их путешествие закончилось благополучно в 1439 году. Но к преподобному Макарию, как тянулись люди, так и ныне идут и едут в его обители на Унже и в Лысковской земле, на месте бывшего Желтого озера. И не оскудевает промысел Божий над каждым из нас, кто вверяет свое водительство славному старцу Макарию. Который ныне нас сопровождает не только по земным дорогам и тропам, но ведет нас и от земли на Небо.
Аминь.

7 августа 2013 г., г. Лысково.

                               

                              Игумен Святой Руси

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы с вами собрались в нашем соборе, чтобы воздать дань великому святому земли русской, которого еще сам народ назвал игуменом Святой Руси, преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского. Нет такого человека в нашей земле, кто бы не знал его, кто бы не обращался к нему в то или иное время своего земного странствования. Ибо то, что прошли святые вверяется им для нас в помощь, дабы и мы прошли через штормовые широты нашего пути к Небесному. И пример преподобного Сергия как великого молитвенника для каждого из нас — это и образ русского монашества. Русского монаха. Однажды отдав свое сердце Богу, он вверил себя и Его Святой воле. Подвизаясь в лесных пустынях, святой Сергий не искал славы от людей, но весь его смысл жизни был в молитвенном соединении с Богом через уединение и нелегкую жизнь отшельника. Но Господь прославил Сам его; к святому потянулись люди, ищущие уединения и подвига ради Христа; и они несли послушание перед Богом, вверив свои телеса своему игумену. Но преподобный Сергий продолжал жить, как и положено Христову подвижнику: в посте, молитве и тяжких трудах. Одеждой ему были заношенные рясы и подрясники; до того заношенные, что иные простые люди считали его нищим монахом. Ибо ведь и по сю пору считается, что начальство (и церковное  тож) должно обязательно ходить в шелковых дорогих одеждах с оторочками из соболя или других несчастных животных. В беседах преподобный Сергий говорил просто и слова его все были наполнены благодатью Божией, поэтому многие увидев его и услышав упрочивались в вере, обретая мудрость духовную и, отходя восвояси,  стояли в крепкой вере Православной, куда бы не послал их Господь.  Когда же время пришло отойти к Богу святителю Москосковскому  Алексию, то именно этот святитель обратился сам к преподобному, дабы тот занял кафедру Московскую в лоне Константинопольской Церкви. Но настоящий монах не принял этого предложения и нарушил благословение святительское, потому что монах — это особый талант, которым оделены не все даже из среды монашествующих. И звание игумена, бременное, было в тягость святому Сергию, но выше игуменства настоящий монах не смел взять на свои рамена. И мы видим этот пример у других великих святых. Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский чудотворец не последовал за своим духовным отцом, у которого был келейником, но отправился в пустыни, променяв архиерейские покои на дремучие леса и уединенные урочища; а преподобный Серафим Саровский наотрез отказывался даже от игуменства, каждый раз при новом предложении отговариваясь, что покинет втайне Саров, если над ним сотворят насилие не против его воли, но против Того, Кто открыл ему Свою волю… Се, воистину воины Христовы, при отшествии отсюда сподобившиеся стать воинственными молитвенниками за нас, многогрешных, разделяя радость у Престола Бога Всевышняго в Его Царствие.

Аминь.

8 октября 2013, Свято-Троицкий Макарьев-Желтоводский монастырь.


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: