Главная » Страна Монахов

Страна Монахов

 

1.

— Так это же Афон?!

— Да!  Атос!– подтвердил молодой водитель из Уназика.

День был солнечный, начиналась чукотская весна; снег искрился, переливаясь самыми разными цветами…а мы ехали на «Урале» из Нового Чаплина в Янракыннот по проливу Синявина.

Я смотрел в сторону острова Яракамчечен и любовался чудесной горой, которая, словно обсыпанная сахарной пудрой, устремлялась в небо.

— Афон?!

— Да, да! – парнишка улыбался и его новенькие аляскинские темные очки блестели и, словно продолжали его искрометную улыбку.

?????????????????

И глядя на заснеженные сопки и гору Афон, я почему-то явственно увидел далекий полуостров Афон Эгейского моря – в лесах, скалах с величественным пиком самой горы Атос — Афон. Я никогда там не был, но проплывал относительно недалеко раз тридцать, когда еще был моряком научных экспедиций. Наш пароход выходил из Одессы и всегда возвращался (кроме моего последнего рейса), минуя манящий Афон, оставляя за кормой колыбель моих предков – русских варягов некогда удивительный храм Пресвятой Софии великого града Константинополя.

 

2.

Для неморяков поясню: на карте Чукотки топоним «Атос» и гидроним «пролив Синявина» появились благодаря историческим событиям, связанным с Русско-Турецкими отношениями.

Думаю, почти каждый военный моряк русского Военно-Морского Флота мог вам прямо сказать и сразу: победа, одержанная русским флотом в Афонском сражении была уникальна. Адмирал Дмитрий Николаевич Синявин, ученик святого праведного Феодора флотоводца (Ушакова), участвовал в разных морских сражениях, в том числе и по освобождению острова Корфу от турок. И когда пришел черед командовать флотом ему самому, то он прославился именно в Афонском сражении 1 июля 1807 года (по новому стилю). Тогда преимущественно турок было как в числе кораблей, так и экипажей примерно в 1,5 раза больше. Тем не менее, наш флот оказался более  маневренным, и Дмитрий Николаевич применил совсем новое построение для кораблей во время атаки! Таким образом, был через пару месяцев подписан очередной мирный договор с Османской империей, наши корабли могли свободно проходить через важные проливы Дарданеллы и Босфор…

А в память о событиях 1807 года в Эгейском море, у Афона, русские гидрографы нанесли на морские карты Чукотки два славных имени: Синявин и Атос-Афон (кстати, 613 м высоты)…

3.

История самой горы Афон на современной территории греческой МакедонИи (это правильное ударение – на последний слог!) восходит ко временам языческих богов, с которыми вы можете встретиться в нынешней Элладе (самоназвание греков, ибо слова Греция и грек – латинского происхождения!) повсюду. Разумеется, в первую очередь в сувенирной продукции; впрочем, не только: приграничный город со Святой Горой так и называется Уранополис, сохраняя в топониме имя древнего божества Урана (так и переводится: небо, — и олицетворял небо…), первого из первых идолов…недаром во многих заведениях городка можно встретить следующее: на одной стене висят православные иконы, на другой – фотографии или репродукции действующих лиц древней мифологии Греции… Кстати, сам городок так назван был современным именем всего лишь в 1960 году… А вот древний город был основан в 315 году до нашей эры неким Алексарком, братом царя Македонского Кассандра.

До 1922 года это поселение было частью…Святой Горы. Главная достопримечательность – Византийская башня, построенная в 14 веке (самое крупное монументальное сооружение на полуострове Халкидики!) для защиты подворья Ватопедского монастыря. По преданию, и эта башня была построена византийским императором Андроником Вторым, из рода Палеологов (правление: 1282-1328 г.г.), который благоволил всегда к Афону и сделал весьма много для монашествующих на Святой Горе. Кстати, после дворцового переворота бывший император был заточен в монастырь (по всей вероятности, в Великую Лавру преподобного Афанасия Афонского)…там же и умер, но был похоронен в Константинополе, в бывшем женском монастыре, который был основан патрицием Константином Губой, видимо, не без участия императора Льва VI Мудрого. Сей монастырь был усыпальницей многих из рода Палеологов, в Османский период был переделен под мечеть…

И раз уж я заговорил о византийских императорах, то следует уделить внимание и чисто греческим царям-королям.

Как мы знаем, Константинополь пал в 1453 году. К этому времени от огромнейшей империи, охватывающей и побережье всего Средиземного моря, не осталось практически ничего. Греция была в составе Османской империи (Крит и Кипр – были венецианскими, а Ионические острова затем принадлежали сперва Французской республике, а потом Великобритании). На смену Византийской пришла Османская – по тем же масштабам, но иной культурой и мусульманской верой. С тех пор основным противником турок стала Русь-Россия.

Тем не менее, внутри разных народов Балканского полуострова вызревали протесты против турецкого ига. Регулярны были восстания, в том числе и среди греков. Таким образом, в 1821 году началось настоящая война, а в 1830 году было признано новое государство Греция (кстати сказать не без помощи России, Великобритании и Франции; и впредь, наше государство неоднократно выступало за независимость Эллады). Первый губернатор республики Греция был убит. Греки приняли решение — быть стране монархической. Первый монарх правил около 20 лет, по настоянию народа принял Конституцию и основал представительное собрание. Оттона фон Виттельсбаха свергли с королевского трона, и на его место пригласили сына датского короля принца Вильгельма, родного брата Государыни Императрицы Марии Федоровны (супруги российского самодержца Александра III). Как я понимаю, будущий король эллинов принял Православие и новое имя Георг I. В день его коронации королева Великобритании сделала Греции подарок: Англия подарила Ионические острова (как вы знаете, Георг был в родстве с английской монархией; более того: нынешние принцы Уильям и Гарри – потомки русского императора Николая I). Георг I был подло застрелен в Салониках неким греческим анархистом именно в момент самого разгара военных действий Греции против Турции… Все последующие короли Эллады были детьми внуками Георга I и его супруги королевы эллинов Ольги.24-1881_IoulandaII

Великая княгиня Ольга Константиновна – дочь Великого князя Константина Николаевича, внучка Государя императора Николая I. Ее родной брат – известный поэт, президент Российской Академии Наук Константин Константинович Романов. После гибели своего мужа Ольга Константиновна вернулась в Россию, долгое время жила в Константиновском Дворце в Стрельне (ныне – Резиденция Президента России, Дворец Конгрессов). Умерла во Флоренции (Италия) в 1926 году; после очередного восстановления греческой монархии в 1936 году ее останки были перезахоронены и доставлены в Татое (близ Афин), усыпальнице элладских королей.

Греция отреклась от монархии в 1967 году; произошло это и на фоне военного переворота, так называемых «черных полковников», не без участия США. Вскоре Эллада стала  опять членом НАТО (в первый раз в этот военный блок против хоть и советской, но все-таки России, вступила в 1952 году)…

Записав сие, я невольно в очередной раз вспомнил слова великого человека и государя Российского Александра III: «Во всем свете у нас только два верных союзника — наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас»… ищем прозорливых повсюду, а своего императора как не слушали, так и не слушаем…

 

3.

            А теперь следует сказать несколько слов об Элладской Православной Церкви.

После образования Греческого Королевства (на смену зарождающейся республике) в 1833 году Оттоном I была провозглашена автокефалия на всей территории Королевства. Главой Церкви (подобно как в России) являлся король.  Такой поступок, конечно, было нарушением церковного права. Ибо все верующие до этого входили в Константинопольский Патриархат. И без ведома Константинопольской Церкви такие вопросы решать было нельзя. Таким образом, возникла схизма, которая продолжалась до 29 июня 1850 года.  Томосом Патриарха Вселенского Анфима IV Элладская Церковь была признана автокефальной, но с рядом условий (например, гора Афон – в ведении Константинопольского Патриарха; до последних десятилетий в греческой провинции Македония приходские храмы так же относились к Вселенской Церкви, но на сегодня Константинополю принадлежит только Святая Гора).

В 1834 году была произведена государством церковная реформа; было закрыто великое множество монастырей, а все средства от этого поступили не Церкви, а государству…

Церковные решения принимать стал Священный Синод. Но уже в 1852 году стало ясно, что государство диктует свои права, а Синод оказался по сути дела под властью министерства церковных дел… Епископы утверждались особым приказом короля.

Лучшее упорядочение и условия существования Элладской Церкви были сделаны в 1900 году при  короле Георге I.

Когда к власти в Греции пришли республиканцы и после провозглашения в 1924 году Республики (которая продержалась тогда до 1935 года), эллинская Церковь вместе с этой же Республикой перешла на новый календарный стиль. И хотя он назван новоюлианским, но до 2800 года он будет совпадать именно с латинским католическим григорианским стилем.  Это вызвало протест у части духовенства, прихожан и монашествующих. И привело, в конечном итоге, к расколу: в 1935 году три епископа объявили о создании «Церкви истинно православных христиан»; началось так называемое движение старостильников, ныне разбитых на многие мелкие группировки… А вот у новостильников меня подивило не присутствие микрофонов у чтецов в малом храме, но отношение духовенства к престолу: на самом престоле стоял…микрофон (!)… Если электроника проникла и в наши храмы (в Питере, например, даже можно без особого труда найти в соборах электрические…лампадки), но такого кощунства в отношении престолов я пока еще не видал нигде в нашей Церкви… Кстати сказать: старый стиль почитают только: Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская и с весны нынешнего года – Польская Православные Церкви…

И надо сказать, что многие нынешние греки избегают разговоров на тему календаря; кто более или менее разбирается в этом вопросе недоумевает, почему именно нас, русских, этот вопрос удивляет. С их точки зрения: ничего зазорного в отмене календаря нет… А ведь им пользовались Византийская Империя и Константинопольская Церковь, можно сказать, от первых дней своего существования! Новый индикт мы с вами уже празднуем в разное время; у вас не всегда бывает Петров пост… Уже в этом мы порозь… А все остальные двунадесятые праздникик?! Да, празднование Святой Пасхи – единое. Но лиха беда… С этого начинала и Финляндская Церковь, которая с начала прошлого века празднует Пасху с католиками и лютеранами. А не с Православными…тем самым подпадая под правила Православных Соборов, начиная с Апостольских: Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон Святый день Пасхи прежде весенняго равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священного чина (правило 7 Святых Апостол). Для остальных — да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви…(правило 1 Святого Поместного Собора Антиохийского со ссылкой на Никейский Вселенский Собор).

 

4.

Таково мое предисловие, дабы не было эйфории по поводу  прошлого и настоящего Эллады. Без этого не совсем можно понять жизни в стране монахов.IraS048 - копия - копия

Как известно, когда решалось место проповеди того или иного апостола, жребий выпал Божией Матери проповедовать в Иверии (Грузия). И Она, по преданию, пустилась в путь. По другим преданиям, Пресвятая Богородица даже жила в Эфесе. Однако в житие святого апостола Иоанна ясно сказано, что у него не было своего дома в том городе, его приютили. И он все последующие годы, проведенные в этом уголке Малой Азии был на правах гостя… Есть мнение, что святой Иоанн Богослов не покидал пределов Иерусалима дондеже не скончалась Божия Матерь.

Поэтому сказание о том, что Пресвятая Богородица пустилась в далекий путь, в Иверию, в Свой Первый удел известен нам под редакцией только афонских отцов.

Как бы там ни было, но когда мы приехали именно в Иверский монастырь в сентябре этого года (Иверон – по-афонски), то близость Пречистой явно ощутилась именно здесь, где Она, по преданию, из-за непогоды вынуждена была пристать на своем судне именно в это место восточного берега Афона. Плывя в Свой Первый Удел, Божия Матерь по указу Свыше обрела и Свой Второй Удел. Как сказано, когда Она ступила на берег, то идолы в местных языческих храмах разрушились и разбились. Народ, живущий тогда, 2 тысячи лет назад, в этой местности, бежал в радостном восторге к Той, от Которой явно исходил свет Истины и благоволение Бога – Творца всех и вся… Было это в 49 году новой эры, эры Христа.

И именно здесь, в этом месте, почти через 9 веков была обретена Иверская икона Божией Матери. Никому, кроме старца Гавриила, Она не позволила взять Свой образ. Для этого ему надо было пройти по водам моря, яко по суху; в это время от иконы к небу поднимался столб света…

Вообще, именно здесь колыхнулось мое сердце, и в суровой местности мне стало по-домашнему любо… А море в наш приезд немного штормило; низкие облака закрывали сопки и гору Афон. И именно эти сопки, перевалы, побережье мне так четко напомнили о Южном Сахалине (странно!…), особенно от города Невельска до мыса Крильон…самый юг: после, через пролив Лаперуза начинается Япония, Хоккайдо…

 

5.

 

Трулльский Шестой Вселенский Собор (691-692 г.г., Константинополь) постановил, дабы монашествующие не скитались по городам, но определять их по монастырям: Аще же не пожелают сего, то совсем изгоняти их из градов, и жити им в пустынях, от коих и именование себе составили – многие из таких скитальцев и нашли себе приют на уединенном и далеком полуострове Афон, который с 1144 года по указу императора Алексея Комнина начал официально именоваться Святой Горой. Первый же общежительный монастырь появился в 963 году и основатель именно монашеского жития на Афоне стал преподобный Афанасий Афонский. Им был составлен и монашеский общежительный устав, которого придерживаются и поныне.

Нам пришлось побывать в 10 монастырях, в половине из которых и переночевать.  День начинается в храме: полунощница, утреня, Божественная Литургия; вечером – вечерня и повечерие (для меня сие очень радостно — всегда желаю служить сперва утреню, а потом именно Божественную Литургию! так ведь и правильно!)…

В самих монастырях как для насельников, так и для паломников добротные современные условия; но в храмах – свет только от лампад и свечей, которые зажигаются в свое время. Пение и возглашения негромкие; поют меньше, чем читают. Не зная языка, с усердием должно заняться молитвой Иисусовой (о ней более подробно – позжее).

К сожалению, за неимением достаточного времени в Великой Лавре побывать даже не удалось, а очень хотелось. Ибо святой Афанасий – духовный сын преподобного Михаила Малеина. А именно последний – покровитель и нашей обители. И именно в честь святого Михаила в нашем Макарьевском Желтоводском монастыре есть придел в соборе Пресвятой Троицы…

 

6.

Что ж, мы поехали туда, куда угоднее было Богу, а не нам. В составе 15 человек. Мы пустились в путь, который был уже определен у Бога.

В городе языческого идола Урана мы сели на паром и поплыли вдоль западного берега Афона. Дни выдались почти все – ясные, солнечные, теплые (хотя для нас, северян, даже жаркие). Мы поплыли – я не оговорился, но намеренно сказал, ибо ходят только под парусами; под винтами и водометами судно может только ехать, плывя, то есть держась на водной поверхности.. (хотя и это всё – спорно, а в итоге – суета сует…).

В истории Афона немало горьких годин. В 1430 году турки захватили Салоники, афонские монахи принесли заверения повиновения султану; после падения Константинополя их по-прежнему не трогали, но в 1566 году иной султан отобрал у афонских монастырей все имения. После восстания в 1821 году в Греции началась военная турецкая оккупация Афона и репрессии. Многие монахи спасались на островах Эгейского моря. Лишь мирный договор между Россией и Турцией в 1829 году прекратил какие-либо действия со стороны военных, и монахи смогли вернуться в родные обители Афона.

В ноябре 1912 года полуостров был с моря занят войсками Греческого Королевства. Русское правительство потребовало вывода греческих войск, которые и были выведены с территории Пантелеимонова монастыря; русские монахи в гражданском отношении продолжали подчиняться русскому посольству в Константинополе. На Лондонской конференции 1912-1913 годов Россия предложила придать Афону статус «автономной монашеской республики» под протекторатом шести православных держав: России, Греции, Румынии, Болгарии, Сербии, Черногории. Против такого проекта выступило греческое монашество Афона, требовавшее присоединения к Греческому Королевству. Принятая в мае 1924 года Священным Кинотом «Уставная Хартия Святой Горы Афонской» («Новый канонизм»), законодательно признанная Грецией через два года, не была подписана представителем Пантелеимонова монастыря, хотя в 1940 году Пантелеимонов монастырь согласился исполнять её предписания как действующего государственного законоположения.

Действующая конституция Святой Горы — Уставная Хартия Святой Горы Афонской ратифицирована в 1926 году и имеет силу государственного закона Греции. Особый статус Святой Горы закреплён в статье 105 действующей конституции Греции: Устав, согласно своей последней статье (ст. 188), «проистекает из императорских золотых булл и типиков, патриарших сигиллий, султанских фирманов, имеющих силу всеобщих постановлений и древнейших монашеских положений».

Согласно Уставу, высший законодательный и судебный орган монастырского управления Святой Горы — Чрезвычайное двадцатичленное собрание, составляемое настоятелями всех 20 монастырей; собирается дважды в год в главном городе Афона Карее ( хотя правильнее, по-гречески – Кариес). Исполнительная власть на Святой Горе осуществляется  Кинотом (Священным Собором) состоящим из 20 членов, каждый из которых представляет свой монастырь. Каждый монастырь бывает представлен в Эпистасии (распорядительный комитет) в один из 5 лет наряду с тремя другими в его группе монастырей. Хотя в Греции есть епископ с титулом «Иериссы, Святой Горы и Ардамериона», но титул имеет чисто исторический характер и никакой церковно-канонической власти на Святой Горе данный епископ не имеет. Статья 5 Устава гласит: «Не разрешается поминовение никого другого, кроме имени Вселенского Патриарха».

Греческое государство на Афоне представляет губернатор, находящийся в подчинении Министерства иностранных дел Греции. При нём есть небольшой штат административных сотрудников и полицейских. Его основная обязанность — наблюдать за соблюдением гражданского законодательства.

 IMG_0278

7.

А мы плыли вдоль берега. Каменистые сопки возносились к небу, покрытые многочисленными деревами и кустарниками. Хотя нигде воочию не было видно ручьев и речек, и предполагалось, что здесь должна бы быть сугубо каменистая пустыня… но картина меняется, когда начинается дождь… пересохшие русла наполняются журчащими ручейками, которые по мере ливневых осадков могут стать бурными горными реками, ворочающими огромные каменистые глыбы…

Морская же вода прозрачная как на всем Средиземноморье. Видны во множестве стаи разных рыб. За всю почти седмицу, что мы провели на Святой Горе, только однажды к обеду была подана рыба. Рыба удивительно вкусная, и этому вкусу явно придавало вкусноту не сама рыба, а святость этих мест и монашеская молитва при готовке…

Меня разочаровал ладан, которым пользуются на службах: греки не скрывают, что в составе – химические добавки или вообще нагульная химия. Как и служение на местном кагоре: местное сухое вино куда лучше и качественнее. Ведь нельзя забывать, что современный кагор – это суррогат воды, вина, сахара и…спирта. Причем, вовсе не коньячного спирта: в ряде нашей отечественной продукции наблюдается присутствие спирта не питьевого, а в половину или в целом гидролизного (если еще не хуже!)… Ладаном заставлены многие полки в монастырских лавках. Но ничего, что было бы стопроцентным натуральным… более того, подобный, химизированный, ладан продается во многих церковных лавках России.

Первым на нашем пути следования был монастырь святого Павла. Это название закрепилось за обителью в начале 12 века в честь старца Павла – основателя (говорят, что он был сыном византийского императора Михаила I). Монастырю на протяжении веков помогали как византийские императоры (Палеологи), так и сербские, румынские и греческие князья и правители. Сегодня в обители, как сказано на официальном сайте mountathos.gr находится «30 трудолюбивых монахов». Главные святыни: дары волхвов, частица Креста Господня, часть стопы Григория Богослова, частица мощей Максима Исповедника. В монастыре 12 часовен и приделов. Самое древнее сооружение – в честь святого Георгия Победоносца; фрески часовни относятся к критской школе. Когда смотришь на иконы – они абсолютные родственники нашим русским иконам… Именно у святого Георгия мы причащались. Хотя несколько странно: нас, духовенство, причащали так, как причащают священников под запретом, то есть как мирян… к этому мы потом привыкли, и мы свыклись с тем, что к духовенству на Афоне именно такое отношение: они здесь приравнены к мирянам… Крест разрешено носить только геронту, или игумену, той или иной обители… Создается впечатление, что греки не совсем понимают значение духовенства… Может, именно поэтому даже некоторые послушники и монахи позволяли себе разговоры назидательным тоном?!…

Геронт монастыря святого Павла в преклонном возрасте, но бодрый и крепкий. Он обходил монашествующих и паломников округ со свечой в руках, тем самым проверяя каждого: все ли на молитве?… После вечерни нас пригласили в огромную залу: трапезную, — настоящую! Покормили сухояданием, но с обязательным вином и холодной водой (разумеется, можно вино не пить; и не все монахи его употребляют постоянно). Кельи были на 3-4-5 паломников.

Приложившись к святыням, в том числе к иконе Божией Матери Зеркальная, мы, к сожалению, не увидели удивительную монастырскую библиотеку, которая насчитывает около 13 тысяч книг, из них 494 манускрипта!

Здесь я познакомился с монахом из Санкт-Петербурга. А еще попросил молитв у иеромонаха, как говорили, из США. Поэтому на его службе я еле разобрал: он служил на греческом, но с сильнейшим английскими (точнее: американским)

акцентом… Но служил истово…

IMG_0401

Поутру мы спустились к пристани по широкой дороге, по которой то и дело ездили самосвалы Scania. Дорога, оказывается, поднималась здесь еще выше по головокружительной круче так, что потом можно было добраться до Великой Лавры. Но мы вышли к парому и поплыли к скиту святой Анны.

Сперва нас набиралось человек семь, но потом осталось только трое. Те, кто хотел взойти на саму вершину горы Афон. Однако, как потом выяснилось, по времени мы никак не успевали… Пришлось лишь давать благословение любителям альпинизма и горных путешествий у святой Анны…

 

8.

Скит святой Анны находится примерно на высоте 230 метров над уровнем моря. К нему надо подниматься по рукотворным ступеням…вверх и вверх…для немощных имеется транспорт – мул. Можно мулом перевезти и поклажу от пристани до скита (и обратно, разумеется).

IraS048 - копия (2) - копия

Нас, по обычаю, приветствовали стопочкой узы , ледяной водой и лукумом. Уза – анисовая самогонка (водка). В жару и при больших физических нагрузках смягчает напряженность; усталость отходит; появляется сила, которая, еще полчаса назад, казалось, тебя оставила… И лукум (греки просят не называть его рахат-лукум, дабы лишний раз не напоминать о турках, под которыми они прожили почти полтысячи лет…), — объездив разные страны Средиземноморья, я должен признать, что такого лакомства, как в Греции и на Афоне, я не едывал. Потом нас опять разместили по 3-5 человек. Вечером службы не было, но все началось с 3 ночи… Иеромонахи с монахами прибывают в скит из Великой Лавры на год; потом меняются – приезжают другие. Скит этот – один из старейших на Афоне, построен в 15 веке. Сперва он был ниже, ближе к пристани; но надоедливые пираты вынудили монахов подниматься все выше и выше в гору…

Здесь я познакомился с монахом Иосифом из Германии; с ним были его родственники из Берлина. Мы потом еще несколько раз встречались с ним в разных местах Афона. А вот с теми русскими, кто поднимался на саму Гору – мы уже не встречались; нашим, такое ощущение, больше всего, кроме Пантелеймонова монастыря, полюбился именно этот скит, потому что отсюда самая короткая и прямая дорога на верх, к пику Athos, где находится храм в честь Святого Преображения Господня, о котором существует предание, что здесь будет последняя служба перед Вторым и Страшным Пришествием Христовым…

В этом скиту познакомился с Янисом из южных земель Греции и Филиппом из Саксонии. Оба – спортивные парни, православные. На Афон приезжают регулярно.

— А что, не были в Дивееве?

— Нет… пока только мечтаем.

Впрочем, Филипп неоднократно бывал и бывает в Санкт-Петербурге…

В скиту две великие святыни: стопочка святой праведной Анны, мамы Пресвятой Богородицы и чудотворный ее образ. Не только из Греции, но и из других стран приезжают именно к святой Анне, дабы она умолила Бога о даровании детей… и чудес с этой святой – великое множество…

В одной из статей об Афоне мне пришлось прочитать, что местному монашеству вменяется в немалую заслугу то, что они не покидают монастырь в течение Великого поста; я доподлинно знаю, что в некоторых женских монастырях Святой Руси сестры не покидают расположение своих монастырей подчас десятилетия, и никто им не вменяет это в духовный подвиг…естественно…

Только в этом скиту нас попросили петь на церковнославянском разные песнопения, в первую очередь Божией Матери…. И у нас сложился небольшой хор. Первыми запевалами стали иереи Сергий и Максим и дьяконы Виталий и Петр. Привольно разливались наши песнопения у подножия горы Афон, над манящей лазурью Эгейского моря…

Для меня этот скит, конечно, особенный: ведь память святой Анны по новому стилю 7 августа. Это главный день памяти нашего преподобного отца Макария Желтоводского и Унженского чудотворца… При всей любви к заволжскому старцу, у меня всегда грустно на сердце в его день – мы ненароком принижаем память святой праведной Анны…

9.

Кто поднимался на мулах, спускаться стал пешим. Сквозь устоявшийся навозный запах животных, нет-нет, да и пахнет томностью какого-либо цветка или лаврового дерева… под ногу попадает упавшая крупная олива с древнего дерева…

Да, спуск по ступеням куда легче подъема…так и по жизни опускаться приятнее даже – вот только расплата за это очень горька…

Мы вновь плыли по лазоревому морю, нарезая белизну рассеченных волн. Пристань Дафни. Тут можно было перекусить. Затем нас ждал автобус, который ехал через перевал в Кариес. Как это не покажется странным, но название пристани восходит к древнегреческой мифологии. Более того, этот миф увязывают с христианским монашеством (поэтому сие название никогда и не переименовывали). И вот каким образом: Аполлон влюбился в «богиню» Дафну, дочь Аркадия; чтобы сохранить чистоту и невинность Дафна, якобы, в доисторические времена бежала на Афон, в то место, которое поныне и называется Дафни; и место это стало олицетворением борьбы против плоти… Так что, никого не смущает древняя идоломифология и современное монашество Константинопольской Церкви…

Кстати, и само ведь название Афон восходит к мифическому фракийскому, так называемому, гиганту Афон, который бросил камень в другого не менее важного персонажа идолопоклонства Посейдона; так образовалась, якобы, и сама гора Афон; по другой идоложертвенной версии сказано, что могила самого Посейдона именно на Афоне…

Автобус был полон; багажом были забиты все багажные отсеки. Мы поднялись скоро по грунтовой горной дороге. И оказались уже вскоре в Кариесе. Тут мы пересели на микроавтобус Мерседес и отправились в Иверон, как называют на Афоне Иверский монастырь.

Этот монастырь основан в X веке святым Иоанном Иберийским, соратником святого Афанасия Афонского. Он утверждался не без помощи византийских императоров (Палеологов), сербских и грузинских князей и царей. В 1651 году по просьбе русского царя Алексея Михайловича была написан копия чудотворного образа «Вратарницы» — Иверской иконы Божией Матери. Так в Москве появилась Иверская часовня с этим образом у Красной площади. Кстати, в деле передачи копии чудовторного образа принимал деятельное участие патриарх Никон, бывший послушник Макарьевского Желтоводского монастыря…

IMG_0938

Иверский монастырь занимает третье место в иерархии афонских монастырей. Помимо чудотворного образа Божией Матери в монастыре хранится более 150 частиц мощей самых разных святых, а также Евангелие, подаренное этой обители русским императором Петром Первым. Библиотека Иверон содержит более 2 тысяч рукописей, 15 литургических свитков и более 20 тысяч книг…

Последний грузинский священник умер в 1955 году…в настоящий момент в обители около 30 монахов. Недалеко от монастыря на самом берегу моря находится чудотворный источник Божией Матери. Около него мы второй раз встретили митрополита из Грузии (к сожалению, даже не спросили как его имя…).

10.

Мы поехали вновь по горной дороге; сквозь кусты и кроны деревьев синело море, голубело небо; высились сопки. И мы прибыли в Пантократор, который впервые упоминается в 1358 году. Как и иные афонские обители он имел эпохи расцвета и упадка. Он был буквально разрушен пожарами в 1393 и 1773 годах. Значительные повреждения получил и в 1948-ом, опять же из-за пожара. Мы прибыли в эту обитель Вседержителя (как переводится Пантократор), и тотчас увидели большой объем ремонтных работ. Трудились наемные рабочие.

В монастыре тоже много святынь, среди них частицы мощей Космы и Дамиана, частица Креста Господня. Самая великая святыня: чудотворный образ Божией Матери Геронтисса, почитаемый всем Афоном. Другая святыня икона Христа Пантократора осталась по наследству от основателей монастыря монахов Алексея и Иоанна, бывших высокими чиновниками  Византийской империи (поэтому есть предание, что монастырь основали не они, а сам император Алексей Комнин, который, кстати, запретил константинопольскому патриарху вмешиваться в дела Афона; святогорские монахи подчинялись напрямую самому императору…). Как бы там ни было, но сама икона Христа Вседержителя находится в…Санкт-Петербурге, в Эрмитаже…

IMG_1162

Мы вновь были сперва на вечерней, а потом и на утренней службе.

Но именно вечером наш переводчик и гид Георгий (эмигрировал из Грузии, но в отличие от грузинских греков, он – грузин) договорился с игуменом (на случай нашего опоздания, ибо во всех монастырях ворота обители закрываются на ночь, обычно в 20.00) и с монахом Антонием о поездке в каливу старца Тихона, духовного отца известного афонского писателя Паисия Святогорца.

Отец Антоний умело вел внедорожник Ford по извилистым дорогам разных сопок, потом мы свернули уж совсем на проселочную и далее проезда не было; мы пошли пешком. И вот мы увидели небольшое одноэтажное здание с железной крышей. Хочется сказать – келья, но на самом деле именно калива – это строение для нескольких монахов, в нем же небольшой храм (в данном случае в честь Честного и Животворящего Креста Господня). Мы пропели литию на той могиле, которую старец вырыл своими руками (он просил не трогать его останков в земле до Второго Пришествия Христова; на Афоне кости откапывают через три года после смерти и помещают в специальные хранилища – костницы; кстати, которые и пришлось видеть — они светлые; а вот у нас в монастыре при земляных работах недавно были обнаружены останки монахов 300-500 летней давности: они были цвета мирра). После заупокойной литии на могиле старца, мы с Георгием и отцом Вячеславом вошли внутрь каливы. Входная дверь была заперта, и мы зашли через подсобную комнату; прошли две крохотные комнатенки с узкими дверями; вошли внутрь церковки, прошли в алтарь и поклонились престолу… Здесь было тихо, а снаружи загремели раскаты грома и сильно захлестал дождь. Перепуганные летучие мыши проскользили мимо нас и скрылись в надвигающейся темноте открытой двери на волю…

Здесь прожил старец Тихон несколько десятилетий, ежедневно совершая церковные службы, творя молитвы. Сам он родился в 1884 году в Российской империи, в современной Волгоградской области. Родители не хотели его отпускать в монашество, но благословили в длительное паломничество по русским монастырям. Тимофей (как его звали в миру) с 17 до 20 лет обошел почти 200 монастырей. После этого он отправился на Синай и в Святую Землю, где опять же прожил недолго. Однако ему показались те обители, посещаемые часто разными людьми (в том числе и женщинами), слишком суетными. И тогда он решил отправиться на Афон. Он подвизался в разных кельях, но стал помогать одному старцу именно в той келье, которая после смерти его духовного водителя и стала его каливой с храмом (мыс Капсала, принадлежавший тогда монастырю Ставроникета). Тогда же его рукоположили в иеромонахи. Сам же Тихон после того, как остался один, подвизался по-прежнему мало вкушая пищи, но много молясь. Люди к нему тянулись, и кто был достоин утешительного или назидательного слова – тех окормлял; праздных чурался; но чтобы не обидеть говаривал: «Дитя мое, я не знаю по–гречески. Пойди к какому‑нибудь греку. Он тебя поймет хорошо». А иногда говорил прямо: «Дитя мое, в ад пойдут и ленивые, а не только грешные». Таким образом, старец Тихон подвизался на Святой Горе 60 лет, отошел ко Господу в 1968 году в дни Рождества Божией Матери.

Мы покидали каливу старца Тихона, когда дождь ослаб; но крупные капли били землю и тотчас окропили и нас до того, что пока мы добрались до машины, были уже все насквозь…

Потом гром грянул еще пуще; начался настоящий ливень, но мы благополучно добрались до монастыря, за 10 минут до закрытия ворот…

11.

Утро выдалось ветреным; по морю гуляли грозовые тучи; в берег бились волны; из красивой беседки за воротами монастыря был, конечно, захватывающий вид. К сожалению, уже не в первый раз пришлось найти множество окурков (курят, к сожалению, не только рабочие, но и некоторые паломники…)

А от горы Афон туманом отходили облака, некоторые истаевали, другие становились большими облаками… Солнце пыталось пробить на море бреши в тучах, но только несколько струй света вонзились в небо, но потом потухли…было пасмурно. От монастыря на горе высился еще один монастырь; на далеком мысу – еще один…

IMG_1092

Да, вот она – страна монахов.

Жизнь в главной заботе – молитве. А еще в трудах. Разных. По своим послушаниям. Впрочем, этим ведь не удивить тех, кто тоже подвизается или служит в монастырях почти 25 лет…это не ново…и нагрузки в наших монастырях (может, особенно в женских – ибо о них я больше знаю) подчас по плечу не всем мужчинам…

Что же я ожидал увидеть и услышать? Именно то, что есть. Каждый человек трудится в меру своих сил; каждому Господь определяет свое место. И спастись можно повсюду. Была бы воля Божия. Но чей Крест тяжелее: у тех, кто подвизается в пучине шума мира сего или в отдаленности от многого, что подчас угнетает многих? Крест у каждого свой, ибо Бог дает нам его по нашим же силам… Легко ли поститься в тропиках? Или куда проще в Арктике? Кто больший постник: кто постится на Русском Севере или близ реки Иордан? Преподобный Макарий Желтоводский вкушал один раз в седмицу просфору, а батюшка Серафим Саровский питался отваром травы снить… И надо сказать делали они это в широтах, где температура зимой, как известно опускаться может до -40 градусов по Цельсию… Но всякий ли может творить молитву, как синайские отцы, уходящие в полдень в пустыню для вящих подвигов…где температура тоже 40 и 50 только в плюсе?!…

А как разобрать слова? Кажется, правильные, все по теме и в тему…но что-то не так говорится…не слышу таких слов, которые исходили из уст Златоустаго или преподобных Макария Великого и Антония Великого же… То же, но не то…то же, но сердце не задевает…оно глухо и мертво, хотя именно тут, на берегу синего-синего моря понимаешь, что творил молитву на полдюйма ниже, чем надо…поэтому слова были словно в тени и легкости не было и дыхание не было легким…

Незнание греческого дало возможность устроить свою молитву, которой так много уже давно не занимался…

 

12.

Вновь и вновь поминаю слова Экклезиаста:

22 Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем? 23 Потому что все дни его — скорби, и его труды — беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это — суета! 24 Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это — от руки Божией; 25 потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него? 26 Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы [после] отдать доброму пред лицем Божиим. И это — суета и томление духа!

(Еккл.2:22-26).

10 Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том. 11 Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца. 12 Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. 13 И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это — дар Божий. 14 Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, — и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его. 15 Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, — и Бог воззовет прошедшее.

(Еккл.3:10-15).

Как сладки и упоительны слова Божия! И как примитивны слова человеческие…как отличить богодухновенное от собственного? Как распознать: куда идти и как? Вся сия сложность от нехватки молитвы, от недостатка упования на промысел Божий…более печемся о телесном, нежели о трудах духовных…нега тела развращает душу…развращенная душа творит соблазн и погибель себе самой…

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!

 

13.

Мы собрались и тронулись поутру опять в путь, после утренней службы, после трапезной… Автобус нас вез в столицу Афона. Но нам надо было в Андреевский скит. Который своими куполами и крестами поведал – вот русские!

IMG_1262

Как говорит предание, на этом месте существовала келия с самых незапамятных времен. Ее потом приобрел Константинопольский патриарх Афанасий, который потом переехал в Россию, где и почил в Бозе. Потом этой кельей пользовался другой патриарх Серафим, который уже построил здесь первое здание и небольшие храмы в честь святого Андрея Первозванного и Антония Великого. За красивое место и постройки это место стали называть Серай (Сарай) – «дворец». В 1849 году трудами камергера русского императора, почетного члена Императорской академии наук Андрея Николаевича Муравьева келия приобрела статус общежительного скита в честь святого апостола Андрея. Одноименный храм самый большой собор за время турецкого владычества. А колокольня – 40 метров – самая высокая на всем Афоне. Сюда во множестве стремились из России те, кто искал уединения и кто был покорен красотой этого полуострова. К началу 20 века число братии достигало почти пятисот человек… Все, конечно, изменилось с началом безбожной власти в России. Тех уже средств, что давала имперская держава не стало. Большая часть строений пострадала от пожара 1958 года, а библиотека (около 20 тысяч книг) и уникальный архив были практически уничтожены… С 1971 года, когда умер последний русский монах, скит запустел; а с 1992 года, благодаря монахам-грекам, скит начал оживать. В настоящее время идут большие ремонтные работы…В скиту 45 монахов; ныне он относится к Ватопеду.

До закрытия ворот было еще предостаточно времени. Мы пошли сперва в Кариес. Нашли легко храм, где находится известная афонская икона «Достойно есть». Побывали в гостях и у сербов. Мы зашли в их храм и келью, в которых подвизался святитель Савва Сербский. Но этот вечер мы решили посвятить походу к старцу Гавриилу. Иеромонах жил в нескольких километрах от афонской столицы.

Мы встретились с немощным отцом  в простой долгополой рубахе или похожий на рубаху подрясник. Отец лег на лежанку и отвечал лежа, прикрывая глаза; он говорил, что приходилось говорить многим. У каждого был свой вопрос или просьба благословения.

Старец Гавриил того же мнения о предстоящем вселенском соборе, что и на Руси: собор будет предательским, он отойдет от чистоты Православия… Мы оставили одного нашего отца наедине: у него был очень личный вопрос. А дождавшись направились в келию, в которой долгое время подвизался Паисий Святогорец (я опять по привычке употребляю слово келия к каливам…извините…).

Нас встретил недовольный монах: мы припозднились изрядно, конечно; но он быстро справился со своим состоянием, и разрешил нам посетить церковь и алтарь каливы. Многие наши отцы были в восторге (потому что намеренно пошли за нашим проводником Георгием), ибо почитателей Паисия Святогорца на Руси немало. Честно скажу, я пошел за IMG_1345компанию. Мне хотелось своими глазами увидеть, как живут или жили монахи в отдаленности от общежительных монастырей. И должен отметить, что те келии, которые я встречал на Руси куда аскетичнее, строже, но и проще, в них живущим приходится сурово переживать те же самые зимы…и еще одно обстоятельство: каливы все почти расположены очень близко друг к другу…а так хочется простора! для уединения большего…

Довольные (каждый по-своему) мы возвращались уже в темноте. Прошли первые ворота, точнее воли через калитку. А вот основные ворота были закрыты наглухо. Попытались кого-то как-то отыскать – все бесплодно. Тогда начали молиться Божией Матери и святому апостолу Андрею (про себя)…и вдруг вспомнились некоторыми годы воинской службы (а среди нас в прошлом были не только пехота и моряки офицеры, но и пограничники и спецназ), поэтому план созрел простой: должна быть лазейка. Благодаря наемным рабочим, ее нашел первым наш проводник Георгий. Так мы оказались все вместе в просторной келии (в данном случае – комнате!), где нам оставалось скоротать во сне не такое долгое время. Потому что быстро погасший по-южному закат перешел в непроглядную темень, которая продолжалась до короткого рассвета. По-южному…но впереди нас ждала служб.. как обычно; мы уже вошли в этот ритм…

 

14.

Я встал в темноте. Часть отцов, умотавшись от переездов, решила поспать подольше и пойти к утрене и литургии. Я вышел из келии один; знал, что служба в соборе святого апостола Андрея, но не знал конкретно: который из нескольких храмов? Пошел наугад; смотрю приоткрыты широкие двери. Значит, сюда: горят свечи, народ ходит… Захожу внутрь: и дух перехватило – вот она русская имперская ширь и высота! Внутри собора я увидел Троицкий собор Дивеева и Храм Христа Спасителя…одновременно…схожесть поразительная!

Приложился к таким родным и знакомым иконам русского письма! И среди них – чудотворный образ «В скорбех и печалех утешение».  Потом примостился по привычке уже на стасидию (кресла с высокой спинкой, с откидным сиденьем и подлокотниками; можно сидеть, при этом удобно класть локти; можно присесть, упершись ногами о специальные подставки; можно стоять в довольно тесном состоянии, при этом креститься очень неудобно; может, поэтому афонские монахи крестятся не часто; подчас крест налагают неаккуратно, я бы сказал: даже небрежно). Приметил, что в этом соборе на игуменской месте не закреплен флаг Греции; зато рядом со стасидией геронта, как мы поняли, трон русского императора (над ним — герб Николая Первого, а повыше – вензеля Александра III).

На Божественной Литургии забрезжил свет рассвета. Нам замахали рукой, а потом подошли и пригласили в алтарь: первый раз нас допустили во Святая Святых на Афоне, и единственный раз. Более того, нас пригласили еще и потому, чтобы мы причастились так, как причащаемся у себя на родине, по-священнически. Это было трогательно. И было как-то по-домашнему родное…(хотя, как я понял, на Афоне Кровь Христову сильно разбавляют водой-теплотой; видимо, один к одному…). Огромный алтарь был из трех приделов. Главный – святого апостола Андрея Первозванного, мы причащались у преподобного Антония Великого. А третий придел, если не ошибаюсь, в честь святителя Иннокентия Иркутского.

Для меня такое причащение было неожиданным. И радостным одновременно, потому что святой Антоний Великий – один из покровителей и нашего, Макарьевского Желтоводского монастыря…

Потом мы приложились к мощам святого апостола. И мы видели почерневший образ Спаса Нерукотворного. Эта икона потемнела в день расстрела Царской Семьи в Екатеринбурге…

 

15.

Нам оставалось доехать до Ватопедского монастыря, в котором множество старинных и чудотворных икон: Всецарица, Ктеторисса, и, конечно, пояс Пресвятой Богородицы, который хранится в обители с 14 века.IraS048 - копия (4)

Монастырь был основан в 972-985 годах тремя богатыми дворянами Афанасием, Николаем и Антонием. И уже через несколько десятилетий занял второе место среди афонских монастырей, по значению таковым является и по сю пору. В 12-13 столетия в нем подвизались Савва и Симеон, предводители сербского народа, а в 14 веке монастырю помогал сербский господарь Стефан Душан; на протяжении последующих веков основными благодетелями также были сербские князья… В настоящее время в обители 50 монахов, выходцев с Кипра. Впрочем, не только: мы познакомились в церковной лавке с монахом из Одессы, который подвизается на Афоне почти 10 лет…

Посчастливилось нам встретить и геронта монастыря отца Ефрема. Мы взяли у него благословение. Он был очень рад, что мы священники из России. Известно, что великая святыня Ватопеда – пояс Божией Матери был не так давно привезен в нашу страну; было великое множество паломников, дабы приложиться к этой святыне.

Зато по возвращению из России случилось великое искушение для игумена Ефрема, которого обвинили в махинациях с неким озером и прилегающей к нему территории. Поход против православного монастыря и архимандрита Ефрема начало правительство Греции. При этом прокурор ареопага превратил гражданскую часть дела в уголовную. Началась травля монахов , да и всего Афона, греческими средствами массовой информации; отцов обвиняли вплоть до отмывания грязных денег… А власти устроили экономическую блокаду Ватопеду. Отец Ефрем попал в тюрьму, но был выпущен под залог в 300 тысяч евро (есть слухи, что эти деньги были уплачены Россией, чуть ли не нашим президентом Путиным). В Москве и Санкт-Петербурге прошли митинги в поддержку Ватопеда у дипломатических представительств Греции. Константинопольский патриархат призвал не вмешиваться нашу Церковь и иные автокефальные Церкви в дело архимандрита Ефрема, ибо он является членом Вселенской Церкви… аргумент, мягко говоря, странный…

Василиос Куцу, как в миру звали архимандрита Ефрема, родился в 1956 году на Кипре в многодетной семье. После вторжения на север Кипра в 1974 году турецких войск, семья бежала на юг острова. При этом отец и двое его братьев попали в плен к туркам. Затем учился в Богословской школе Афинского университета; был преподавателем в семинарии Никосии. Первые опыты монашеской жизни приобрел в кипрских монастырях, будучи паломником; а потом решил уехать на Афон, где и принял монашеский постриг, здесь и пребывает с 1981 года…

 

16.

Именно в Ватопеде мне попалась на глаза надпись на греческом: Господи, Иисусе Христе, помилуя меня. Я сперва подумал, что так творится эта молитву только тут, но потом узнал: повсюду на Афоне и в Греции, да и в Константинопольской Церкви…

И тут должно сказать следующее:

Иисусова молитва имеет семь частей или членов:

Господи — обращение как к Господину, Владыке, главному Начальнику нашего сотворения и ведения по дорогам земного бытия.

Иисусе — имя указывает на плотяную, человеческую природу Господа; и это очень важно, ибо не будучи плотяным Господь не смог бы взять наши грехи…

Христе — имя, указывающее на истинного Мессию, помазанника Божия, единственного и пришедшаго на спасение рода человеческого.

Сыне Божий — явно и ясно показует, что Господь Иисус Христос воистину Сын Божий, иного не было, нет и не будет!

Помилуй — мы просим пощады и помилования у Господа как Судии, поставленного над каждым из нас.

Мя — меня — говорит конкретно о моей судьбе в деле Божьего спасения; именно каждому из нас дано и право выбора: с Богом или вне Его. И, наконец,

Грешнаго — сие существительное указывает на мое истинное состояние в этом мiре, на мое истинное пребывание моей души: во грехе и немощи. Потому помощи неоткуда ждать, кроме Бога Истиннаго…

Такова традиционная форма Иисусовой молитвы на Руси, пожалуй, уже как минимум три века. Поэтому, обретенная в Ватопедском монатыре и его скитах молитва Господи, Иисусе Христе, помилуй меня, — мя не порадовала, но смутила. Однако эта афонская традиция оказалась куда более древней. Вот, что читаем у святителя Игнатия: «Некоторые Отцы (преп. авва Дорофей, житие преп. Досифея, преп. Григорий Синаит, Добр., ч.5) разделяют молитву, для новоначальных, на две половины, и повелевают с утра, примерно, до обеда говорить: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя,- а после обеда: Сыне Божий, помилуй мя. Это — древнее предание. Но лучше приучиться, если то можно, к произношению цельной молитвы. Разделение допущено по снисхождению к немощи немощных и новоначальных» (О молитве Иисусовой: Беседа старца с учеником (старцем называется в монастырях инок, руководствующий и наставляющий других иноков).

Однако именно этой усеченной формой Иисусовой молитвы пользовались и в прежние времена, пользуется ею и современное монашество, в том числе такие известные на Афоне старцы как Тихон Русский и Паисий Святогорец… Поэтому подчеркнув слова святителя Игнатия (Брянчанинова): Разделение (молитвы) допущено по снисхождению к немощи немощных и новоначальных! – должно сказать, что в настоящее время такая упрощенная форма Иисусовй молитвы недопустима… И творится она неспешно, не борзяся; со вниманием в сердце; в течение часа у них получается около 100 молитв…

 

17.

Как я уже говорил, в начале нашего пути по Святой Горе мы познакомились с разными людьми, из разных стран. И их мы потом встречали в разных монастырях, в том числе КарИесе. С некоторыми завязалась переписка. Благо, в наше время ее можно вести без труда, через электронные почтовые ящики интернета. В том же интернете  можно не только прочитать, но и увидеть воочию о делах не только каждого из нас, но и митрополитов и тем более патриархов.

Слабость к папскому престолу у Константинопольских патриархов издревле, можно сказать, со времен раздора между Западом и Востоком, произошедшего в 11 веке… Самое великое потрясение, которое пережила Русь – разумеется, Ферраро-Флорентийская уния. Собор начинался в Ферраре в 1438 году, затем продолжился во Флоренции и закончился в Риме в 1445 году. Радостный митрополит московский Исидор зачитал униатскую буллу с амвона Успенского собора в московском Кремле. Духовенство не нашлось, что сказать, видимо, онемев от неожиданности и наглости. Точку в этом  вопросе быстро поставил великий князь Василий Васильевич Темный, заключив продажного митрополита в кандалы, посадив его в  тюрьму; а потом вернул любимца римской публики и папе в Ватикан… Русь до этого несущая послушание в Константинопольской Церкви и принимавшая митрополитов греков, отселе более не стала принимать таковых, но стала наша московская митрополия выбирать их самостоятельно из своих, не без прямого ведома правящих великих князей…

Те из греческих епископов, кто подписал унию в Италии, через пару лет отреклись от собственных подписей. Но самым твердым из них оказался святитель Марк Эфесский, который не замарался в отступничестве, не взирая на свое пребывание на этом подлом соборе. Из Эфеса он рассылал свои критические письма о католиках всем православным Востока…любителям истины рекомендуется их перечитывать регулярно…

XX век не стал исключением в заигрывании Вселенских патриархов с Ватиканом. Нынешний патриарх, ничтоже сумняшеся, присутствует на католических мессах. Папа ему больший друг, такое создалось впечатление, чем даже патриархи православные. Такое поведение возмутило только монахов монастыря Эсфигмен еще в 1970-е годы. На службе иеромонахи прекратили поминать имя Вселенского Патриарха. 13 ноября 1971 года Святое Собрание («Иера Синаксис») горы Афон — управляющий орган, состоящий из представителей всех монастырей Св. Горы в Карее, — постановило: «В вопросе о возобновлении поминовения Вселенского патриарха каждая обитель, как самоуправляющаяся, должна быть свободной в выборе образа действий, согласно совести». Однако братия посчитала себя вправе перейти в юрисдикцию старостильной «Истинно-православной церкви в Греции».

В 2002 году конфликт резко обострился. Константинопольская Церковь объявила мятежную братию (117 человек) схизматиками, что, согласно законодательству Греции, влечёт за собой выдворение с Афона, постановление о чём было принято судом Салоник, а затем Верховным судом Греции.

В 2005 году была создана канонически признанная община монастыря, за которой признано право на обладание монастырём. А уже в декабре 2006 года произошла массовая драка между мятежной братией и монахами, пытавшимися занять монастырь. В июне 2008 года сообщалось о стягивании полицейских сил к монастырю. В 2009 года суд Салоник приговорил 14 монахов монастыря, включая игумена обители схиархимандрита Мефодия (Папаламбракопуло), к году тюрьмы условно «за нарушение общественного спокойствия», то есть за отказ исполнить предписания властей и покинуть монастырь, а в 2011 году тот же суд приговорил всех упоминаемых монахов к 6 месяцам тюремного заключения «за незаконную оккупацию зданий монастыря». Периодически, с 2012 года, греческая полиция производит рейды по штурму или блокаде Эсфигмена…

Все остальные 19 монастырей Афона официально поддерживают политику того же патриарха Варфоломея по сближению Константинопольской Церкви с католиками… От некоторых афонских насельников даже пришлось слышать такие фразы: « И что здесь такого? Это – нормально…» — и как бы ни было тяжело без личного служения, но я не пожалел, что не служил на Афоне…

Зато, когда речь заходит о внешности, то афонцы наделяют те же бороды особой святостью, граничащей, я бы сказал, с некоей магической силой (понятно, что у монахов должен быть вид монашеский, но у священства, живущего в мiру есть определенные мерки внешнего вида и поведения, о чем, кстати, также сказано было еще почти полторы тысячи лет тому назад на Вселенских соборах). Истоки сего, конечно, не в язычестве, но в Ветхом Завете. Ибо сказано в книге Левитов: 5 Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем. (21,5).  Но при этом опускается начало повествования, а там сказано еще:  1 И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не оскверняют себя [прикосновением] к умершему из народа своего;2 только к ближнему родственнику своему, к матери своей и к отцу своему, к сыну своему и дочери своей, к брату своему 3 и к сестре своей, девице, живущей при нем и не бывшей замужем, можно ему [прикасаться], не оскверняя себя;4 и [прикосновением] к кому бы то ни было в народе своем не должен он осквернять себя, чтобы не сделаться нечистым. (21, 1-4). Словом, то, что было важно и непререкаемо для ветхого человека должно разумно приобретать для нового Израиля. Ибо остаются вечно слова Господни: 6 Они должны быть святы Богу своему и не должны бесчестить имени Бога своего, ибо они приносят жертвы Господу, хлеб Богу своему, и потому должны быть святы (там же: 21,6).

У Иезикииля мы также находим слова: 20 И головы своей они не должны брить, и не должны отпускать волос, а пусть непременно стригут головы свои (Иез. 44, 20). То есть аккуратность имела место и у древних, но намеренно бритый (до лысины) не был в чести у своего народа, если только он не дал обета покаяния…

Конечно, мужчину именно с тех времен отличало ото всех именно борода: нет бороды – юнец, отрок; есть борода – признак мужания. И как мы, видели, для того же духовенства были некоторые ограничения. Мне приходилось лично встречать в тундре восхищенных людей, говорящих: вот там сидит наш дед, непростой – у него даже борода есть! После знакомства со старцем я обнаруживал чукчу из глубин тундры Чукотки, имеющего на подбородке всего несколько…волосков…

Что же касается Нового Завета, то в этих книгах Священного Писания о бородах вообще никаких упоминаний и наставлений нет. То, что ссылаются на Шестой Вселенский собор (правило 96), то, при всем уважении не только к живущим на Афоне, но и близслужащим братиям, я должен напомнить, что в этом правиле указывается на то, чтобы мы с вами не занимались украшением наших причесок и плетением кос и косичек… (Во Христа крещением облекшиися, дали обет подражати во плоти житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искусственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные душы прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею, руководствуя их аки детей, и научая целомудренно житии, да, оставив прелесть и суету плоти, к негиблющей и блаженной жизни ум непрестанно направляют, и чистое со страхом пребывание имеют, и очищением жития. Елико можно, к Богу приближаются, внутренняго паче, нежели внешнего человека, укарашают добродетелями и благими и непорочными нравами: и да не носят в себе никакого останка порочности, произшедшия от сопротивника. Аще же кто вопреки сему правилу поступит: да будет отлучен).

Для христианина пример — через доподлинный образ Христа: у Господа нашего борода была, но она была небольшая. Что касается иных апостолов и учеников Его, то их подлинный облик нам не провозвещен в Священном Писании; а если бы были важны бороды, то о них бы заповедали нам все апостолы, наипаче святой Иаков, который отличался своей суровой молитвенной жизнью на грани Ветхого и Нового Заветов…

            15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; 16  однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть (Гал., 2, 15-16).

Сторонники теории всеобъемлющей бороды, наиболее начитанные (но таких немного) ссылаются на документы Стоглавого собора (1551 г.), созванного при царе Иване Грозном. В этих документах имеется особая глава 40: От Священных Правил о пострижении брад. Идея этого правила понятна, дабы мы, православные, не походили на католиков, бритых и стриженных. Но ссылки у учредителей этого самого правила очень (я бы мягко сказал) странные: ибо ни в Апостольских правилах, ни в 11 (тем более! о волосах говорится в 96-м!) Трулльского Шестого собора нет ничего подобного. Даже в Библии мы не найдем нигде слов:  Создавый Бог судил есть Моисеови рече: «Постризало да не взыдет на браду вашу, се бо мерзость есть пред Богом».

Хотя дальнейшее повествование об ответственности духовенства и его наставлении уже при правильных ссылках на Новый Завет. Внешний вид, таким образом, того же духовенства мог быть закреплен на Руси законодательно, но зачем надо было так искажать слова Ветхого Завета и ссылаться на несуществующие правила?! Некая загадка канувших времен…

Как итог, можно сказать, что традиция не только духовенства, но и всего русского народа всегда была связана с бородой. В разные времена отношение к ее внешнему виду менялись, но сущность остается прежней: борода – символ мужчины, а стало быть, знак хозяина, знак ответственности за ту же семью; но самое главное: знамение послушания перед Богом (ибо сохраняем то, что даровал Господь именно мужскому роду).

IMG_0841

18.

Мы приехали в Кариес. И тут, оказалось, что часть из нас захотела попасть в русский Свято-Пантелеимонов монастырь в обязательном порядке! Однако всем места в автобусе никак не хватило. Порешили, нашли денег и тронулись поочередно все в Rossikon (то есть русский; но только по названию, ибо всегда монастырь принадлежал Константинопольскому Патриархату). Всего-то надо было переехать перевал, и мы уже катили вниз по склону, к синему морю… и тут бросились в глаза провода и кабеля – и так по всему полуострову; понятно, что электричество нынче везде нужно, но почему так их раскидывать – непонятно. Ведь все провода под напряжением…

А вообще, если бы знать, что Россикон относительно недалеко, можно было бы пройтись и пешочком…вот только времени не было: ночевать нам суждено было в Дохиаре.

И вот он, наконец, известный каждому русскому православному монастырь. Выглядел он очень опрятным и богатым…пожалуй, вровень с Ватопедом…

История его такова: первые монахи в нем появились в 11 веке, и назывался монастырь обителью Фессалоникийца; в 13 веке попал под защиту сербских королей, тут подвизался и святитель Савва, архиепископ Сербский. А в 14 веке в документах он уже поминается как русский монастырь. Современный монастырь начали строить с 1765 года. Возрождение его, как русского, началось с греческого игумена Герасима, который благоволил к русским. В 1830 году в обитель приезжают первые русские иеромонахи Аникита и Иероним. При этом отец Аникита был из рода князей Ширинских-Шихматовых; человек не простой: светский и духовный писатель, член Российской Академии, академик Императорской Академии наук…был морским офицером, но выйдя в отставку принял монашеский постриг и был рукоположен в иеромонахи в Юрьевом монастыре под Великим Новгородом…

Первым русским игуменом стал архимандрит Макарий (Сушкин) в 1875 году. Монастырь пользовался покровительством Дома Романовых; во второй половине 19 века сильно разросся и отстроился. Значительный рост количества насельников из России вызывал трения и конфликты; русские насельники желали официального признания российской юрисдикции за монастырём, а также иными русскими поселениями на Афоне. В начале 20 века российский Святейший Синод и правительство рассматривали и сам монастырь, и всех русских насельников на Афоне как находящихся также и в их юрисдикции (наряду с оттоманским подданством). Такая практика была прямо запрещена Уставом Святой Горы, принятым в 1924 году. Хотя после Великой Отечественной и власти Советской страны числили Пантелеимонов монастырь среди обителей РПЦ, к тому не было никаких церковно- или гражданско-правовых оснований. В конце 1980-х годов насельникам монастыря Константинопольским Патриархатом было прямо указано на недопустимость возношения имени русского Патриарха на богослужении.

Кстати, первым из наших патриархов, кто посетил Афон был в 1972 году патриарх Пимен; а из правителей России – только В. В. Путин в 2005-ом…

Сейчас в монастыре около 50, в основном, молодых монахов. А ведь в том же 1913-ом было около 2 тысячи несельников…

В обители очень много частиц святых, в том числе и преподобного Силуана Афонского и Серафима Саровского. Однако приложиться к главе самого великомученика Пантелеймона нам не удалось; как нам объяснили, к ней допускают только раз в неделю… А нашу группу в 15 человек никто не ждал…

Изначально, когда я узнал, что еду с отцами Лысковской епархии по благословению нашего правящего епископа Силуана на Афон, у меня основным делом было посещение Россика. И связано оно было с человеком, от которого я услышал первые проповеди о Боге и Церкви. Было это в конце 1960-х годов; по старенькому приемнику на короткой волне «Голоса Америки» в передаче «Беседы с русским народом». Его жизнь странника и эмигранта началась с Генуи (Италия), где закончилась его жизнь моряка (а я связан со столицей Лигурии со своей моряцкой юности)… Будучи иеромонахом, а потом и архимандритом этот потомок известного княжеского рода прослужил в церкви равноапостольного Владимира в Берлине почти все годы фашистского режима, принимая в храме и своих соплеменников, которые были в плену у фашистов (поначалу слепо считая гитлеровцев наряду с другими представителями Русской Зарубежной Церкви со ссылкой на афонских старцев  освободителями от коммунизма)… Первое его образование – Императорский Александровский лицей в России. А затем:в Крыму – Севастопольская морская телеграфная школа. В Париже: Свято-Сергиевский Богословский институт. И ряд других учебных заведений.  С 1946 года он переселяется в Соединенные Штаты Америки, по протекции своего духовного сына Игоря Ивановича Сикорского, русского и американского авиаконструктора. Один из основателей Православной Церкви в Америке. С 1961 года владыка Иоанн – архиепископ Сан-Францисский и Северо-Американский. Скончался 30 мая 1989 года в Санта-Барбаре; а я в это время был на другом берегу Тихого океана, в Анадыре, на Чукотке. Мы с ним так никогда и не виделись. Отчасти жалею об этом.  Меня сблизили с ним его стихи… и остались от него песни…а еще я нет-нет, да и посещаю те города и места земные, где бывал и он… Вот только его экуменические взгляды никогда не разделял и не разделю (я почему-то искренне уверен, что в этом движении участвовал он в силу своей наивности; при этом должно помнить, что он представлял во Всемирном совете церквей до 1968 года так называемую Американскую митрополию, которая в свое время порвала отношения не только с Русской Православной Церковью, но и с Зарубежной; но именно все последующие годы владыка уже не принимал никакого участия в разного рода модернистских и экуменических движениях)…меня это обстоятельство до сих пор огорчает, и именно по этой причине верно следует еще ехать и в США, Калифорнию, дабы поставить все точки над и… Так вот: князь Дмитрий Алексеевич Шаховской был пострижен в монахи именно в Свято-Пантелеимоновом монастыре в 1926 году с именем Иоанн ( в честь Иоанна Богослова)…

Другой известный экуменист также воспитанник Афона: речь идет об архиепископе Василии (Кривошеине). Он прибыл в Пантелеимонов монастырь в 1927 году. Его путь от послушника до члена Эпистасии Афона продолжался почти 20 лет! После окончания Второй Мировой войны греческим правительством был осужден за коллаборационизм и пребывал в лагере почти до 1951 года. По переезде в Великобританию начинает сближаться как с англиканами, так и с католиками. В 1980-е годы дважды лично встречался с папой римским.

И удивительно весьма, что именно в это время в Пантелеимоновом монастыре подвизался смиренный монах Силуан , который в конце XIX века пришел на Афон по благословению святого Ионна Кронштадского. Но если он сподобился называться святым Силуаном Афонским, то вышеупомянутые иерархи запятнали себя отходом от Православия…

 

19.

Мы уже в который раз сели на паром и пустились в последний путь на Афоне: к Дохиару (в переводе: келарю, эконому принадлежащий), который основал блаженный Евфимий, келарь преподобного Афанасия Афонского, в 10 веке. В 11 столетии монастырь был разорен. В 14 веке монастырю помогали император Иоанн V Палеолог и сербский король Стефан Душан, а после турецкого ига монастырю помогал молдово-валахский князь Александр со своей женою. Главный храм монастыря посвящен Архангелам. Именно с этим монастырем связано предание о юноше, который нашел клад и хотел его пожертвовать монастырю. Но нерадящие монахи утопили юношу, а деньги присвоили себе, сказав, что он обманщик – сбежал от них. И вот в церковь пришли поутру монахи на молитву, а посреди храма на мраморном полу (там теперь черное пятно) нашли этого юношу, который рассказал всю правду. И еще о том поведал, что архангел Михаил вынес его из морской пучины и принес в свою церковь…

Мы читали эту историю еще в 1992 году, когда в нашем монастыре был освящен первый храм в честь Собора Михаила Архангела…IMG_1440

А в этом монастыре (в Дохиаре) мы познакомились с духовником обители иеромонахом Гавриилом. На службе он был строг и требователен, но в беседе оказался приветливым, не без юмора. Наш разговор взялся переводить один из русских монахов. Тогда-то и появилась возможность поговорить и на темы духовные. Ибо наш переводчик боялся как бы не ошибиться в переводе… Мы тогда сказали ему, что мы приехали из Лысковской епархии, но почти все из нас, священников, служили в Дивееве, в Последнем Уделе Божией Матери (преимущественно проходили сорокоусты или стажировки по 40 и более дней). Оказалось, что отец Гавриил был тоже в Дивееве и даже служил там!

— А вы знаете, что у Серафимо-Дивеевского 17 скитов, в них – по преданию – прибудут старцы во времена антихристовы, в том числе и с Афона?

— Нет, не знаю. А вот, что касается 8-го Вселенского Собора, то лучше бы его не было…

Отец не стал говорить откуда он родом, но ответил так на мой вопрос о национальности:

— Разве я похож на грека?

— Нет, на славянина…

— Да, но не важно происхождение, главное – любить Бога и служить Ему. Мы все – дети Божии. Ну а так: и в нашем монастыре есть и греки, и русские.

А еще мы приложились к великой православной святыне: чудотворному образу Божией Матери «Скоропослушница». Затаив дыхание, каждый из нас просил у Пречистой того, что нам важнее всего на сегодняшний день …главное, дай нам выстоять, Мати Божия, в это непростое и лукавое время…не сбиться с пути и не предать Сына Твоего и Бога нашего!..

IraS049 - копия

Ночь выдалась опять лунною. Ярко горели звезды в небе. Длинная дорога шла по морю: этот световой путь выстлала луна…

Я проснулся нежданно от колокольного звона.

— Проспал! Эх-ма… Господи, прости!

Незаметно уснув, я крепко проспал часов пять к ряду. Некоторые отцы тихо встали в темноте кельи и ушли на службу. Кто-то еще спал; я никого не стал будить…хотя долго, как потом выяснилось, им не дали поспать: часа через полтора по кельям прошелся монах (или послушник) и повсюду включил свет…

На утренней службе присутствовал игумен. Я прошел на середину храма, пытаясь повторить как это и положено и заведено в монастыре, перекрестился, сделал поклоны перед царскими вратами, направо, налево; потом подошел и поцеловал икону, что справа у солеи (хотя и амвон тоже без возвышений), потом – к левой иконе; с поклонами; потом должно подойти к игумену, который стоит на своем месте, делаешь поклон и чаще всего просто целуешь его руку – и это есть взять благословение у геронта. Кажется, только игумен Панкратора тебя крестит, после чего ты опять же прикладываешься к его руке)…

В Дохиаре единственный раз разрешили служить, правда, только дьякону отцу Виталию. Он, конечно, переживал, потому что у греков свои особенности на службе, да еще и языка ведь не знаем. Он своим мощным голосом творил ектеньи, но старался негромко это делать, осторожно… сначала отец Гавриил хотел, чтобы мы хором спели Символ Веры на церковнославянском, но потом передумали. И тогда местные монахи собрались вокруг своих аналоев и сами пропели. А вот Отче наш они просто читают.

На службе послышался лай собачонки вне храма; я подумал, что я обознался…но когда мы пошли в трапезную, то увидели небольшую собачонку – любимицу игумена, за которым она бегает повсюду (разумеется, кроме  церкви и трапезой).

На ранней трапезной были вареный горох, сырые овощи и виноград, лукум. Хотелось чаю; монах разливал что-то темное, но вместо чая оказалось вино…так рано (около 9 утра) я не привык пить вино…Игумен был строг ко всякому шуму и разговорам, резко выговаривал виновникам. А потом стал рассказывать об одной из чудотворных иконах Божией Матери.

По окончании трапезы игумен стукнул молоточком по деревянной подставке. Мы все встали, помолились. Первым вышел как всегда геронт, за ним его приближенные помощники: они встают за входными дверями, и игумен поднимает руку, сложенную для благословения. Все проходящие из трапезной таким образом и получают благословение своего геронта…

Часть наших отцов прошла вперед, а я замешкался с несколькими нашими отставшими. И мы явственно услышали от игумена:

— Комуняки…масоны…

Некоторые из наших на это огорчились не на шутку…

А игумен потом, уже у храма, поучать и наставлять:

— Вы зачем руки на груди складываете крестообразно? Так делают только католики…они для вас пример? Мы для вас пример. Ваша Церковь обязана Афону. Вы благодаря нам имеете Веру. А дьякон у вас – чуть не оглушил моих монахов…

Тут я перебил нашего переводчика, русского монаха:

— Объясни отцу, что у нас храмы больше ваших намного, народу много в них, если мы будем шептать – народ нас не услышит и не поймет…на Руси нужен крепкий и громкий голос!

Игумен на это не нашелся что сказать…видимо, согласился…и подхватив в охапку свою собаченку, пошел восвояси…

— Вы простите его, болеет он у нас… сахарный диабет сильный…

Как бы ни  горьки были такие слова, но прав, отчасти геронт… партийный дух живет, а подчас и процветает в нашей среде… теперь даже слова приход, словно стесняемся…назвали организацией…еще только остается добавить: первичной…ячейкой…

 

20.

Катер нас домчал куда быстрее парома. В город Урана.

Непривычно было видеть так много женщин и свое отражение в зеркале (потому что зеркал на Афоне почти нет)…

Мы пошли сделать покупки. Я все-таки нашел натуральный ладан. Мне его продала девочка из Луганска (учится в Салониках, а летом подрабатывает; а родители ее живут под артиллерийским обстрелом: все-таки пошел брат на брата на Украине; тупое копирование событий в России, начиная с 1917-го…).

Тут же встретили группу из Закарпатья:

— Ну, как вы там?

— Слава Богу!

— Ну и не ругайтесь ни с кем!

Выговор правильный, русский.

А еще девушка с Украины, а муж – с Вятки.

— Ой, не знаю, что дальше-то будет…

— А дальше будет, вероятно, то, что вертаться придется в Россию…время уже близко…

— Что ж, и  поедем…

А потом опять встретили грузин, их тут много; они переезжали или с греками, которые жили на Советском Кавказе или сами стали частью греческих семей…

Зашли мы и в иконный магазин, где продают и священные сосуды. Качество порадовало. Вот куда надо бы ехать и покупать многое…

Напоследок пошли искупаться, смыть трудовой пот в теплой воде Эгейского моря (на Афоне купаться запрещено!); тем более: если есть море, то зачем душ? Мне достаточно соленой и чистой воды…

Хотел вначале нашего приезда купить скуфейку греческую, но потом она мне показалась турецкой тюбетейкой…наша же, русская, схожа со шлемом русских воинов, и не только на поле Куликовом…

Мы поехали под утро; но было еще темно. Город спал. А мы уже бодрствовали. И когда сели в автобус, запели в которыйIMG_1191 раз на македонской земле, как и на Святой Горе:

Царице моя Преблагая, надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду зриши мою скорбь, помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков.

Аминь.

 

 

Мч. Мирона (Ахайского, греческого) — Равноапост.свщмч. Косма Этолийский (монах Ватопедский); свт. Петра, митрополита Московского – св. благов. царица византийская Пульхерия (30 августа -6 -23 сентября), 2014 г.

Athos — Лысково.


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: